Задания
Версия для печати и копирования в MS Word
Тип 19 № 525144
i

Вася и Петя ре­ша­ли за­да­чи из сбор­ни­ка, при­чем каж­дый сле­ду­ю­щий день Вася решал на одну за­да­чу боль­ше, чем в преды­ду­щий, а Петя  — на две за­да­чи боль­ше, чем в преды­ду­щий. В пер­вый день каж­дый решил хотя бы одну за­да­чу, а в итоге каж­дый решил все за­да­чи сбор­ни­ка.

а)  Могло ли быть в сбор­ни­ке 85 задач?

б)  Могло ли быть в сбор­ни­ке 213 задач, если каж­дый из маль­чи­ков решал их более трех дней?

в)  Какое наи­боль­шее ко­ли­че­ство дней мог ре­шать за­да­чи Петя, если Вася решил весь сбор­ник за 16 дней, а ко­ли­че­ство задач в сбор­ни­ке мень­ше 300.

Спрятать решение

Ре­ше­ние.

Пусть Вася в пер­вый день решил a задач, а Петя  — b задач. Вася решал за­да­чи n дней, а Петя  — m дней. Вос­поль­зу­ем­ся фор­му­лой суммы ариф­ме­ти­че­ской про­грес­сии. По­лу­чим, что за n дней Вася решил S_n= дробь: чис­ли­тель: a плюс a плюс n минус 1, зна­ме­на­тель: 2 конец дроби умно­жить на n задач, а Петя за m дней решил S_m= дробь: чис­ли­тель: b плюс b плюс 2 левая круг­лая скоб­ка m минус 1 пра­вая круг­лая скоб­ка , зна­ме­на­тель: 2 конец дроби умно­жить на m задач.

 

а)  Про­ве­рим, могли ли маль­чи­ки ре­шить 85 задач.

Для Васи:  дробь: чис­ли­тель: a плюс a плюс n минус 1, зна­ме­на­тель: 2 конец дроби умно­жить на n=85 рав­но­силь­но левая круг­лая скоб­ка 2a плюс n минус 1 пра­вая круг­лая скоб­ка умно­жить на n =85 умно­жить на 2 рав­но­силь­но левая круг­лая скоб­ка 2a плюс n минус 1 пра­вая круг­лая скоб­ка умно­жить на n =17 умно­жить на 5 умно­жить на 2. Оче­вид­но, что это урав­не­ние имеет ре­ше­ния в на­ту­раль­ных чис­лах. На­при­мер, n=2; a=42.

Для Пети:  дробь: чис­ли­тель: b плюс b плюс 2 левая круг­лая скоб­ка m минус 1 пра­вая круг­лая скоб­ка , зна­ме­на­тель: 2 конец дроби умно­жить на m=85 рав­но­силь­но левая круг­лая скоб­ка b плюс m минус 1 пра­вая круг­лая скоб­ка умно­жить на m=17 умно­жить на 5. Оче­вид­но, что и это урав­не­ние имеет ре­ше­ния в на­ту­раль­ных чис­лах. На­при­мер, m=5; b=13.

Зна­чит, в сбор­ни­ке могло быть 85 задач.

 

б)  Про­ве­рим, могло ли в сбор­ни­ке быть 213 задач, если каж­дый из маль­чи­ков решал их более трех дней.

Для Пети:  левая круг­лая скоб­ка b плюс m минус 1 пра­вая круг­лая скоб­ка умно­жить на m= 213 рав­но­силь­но левая круг­лая скоб­ка b плюс m минус 1 пра­вая круг­лая скоб­ка умно­жить на m= 71 умно­жить на 3. Тогда m  — один из де­ли­те­лей числа 213. За­ме­тим, что 71  — про­стое число, и по усло­вию m боль­ше 3. Тогда или m =71, или m =213. При любом из этих зна­че­ний по­лу­ча­ем b мень­ше 0. Зна­чит, в сбор­ни­ке не могло быть 213 задач.

 

в)  Если в сбор­ни­ке мень­ше 300 задач, то для числа дней, по­тра­чен­ных Петей, имеем: 300 боль­ше левая круг­лая скоб­ка b плюс m минус 1 пра­вая круг­лая скоб­ка умно­жить на m боль­ше или равно левая круг­лая скоб­ка 1 плюс m минус 1 пра­вая круг­лая скоб­ка умно­жить на m =m в квад­ра­те . Сле­до­ва­тель­но, m\leqslant17.

При m=17 по­лу­ча­ем  левая круг­лая скоб­ка b плюс 16 пра­вая круг­лая скоб­ка умно­жить на 17 мень­ше 300 мень­ше 18 умно­жить на 17, тогда b=1; S=289. Про­ве­рим, мог ли Вася за 16 дней ре­шить 289 задач:  дробь: чис­ли­тель: 2a плюс 16 минус 1, зна­ме­на­тель: 2 конец дроби умно­жить на 16=289 рав­но­силь­но левая круг­лая скоб­ка 2a плюс 15 пра­вая круг­лая скоб­ка умно­жить на 8=289. Левая часть урав­не­ния крат­на 8, а пра­вая нет, зна­чит, m не может рав­нять­ся 17.

Рас­смот­рим m=16. Имеем  левая круг­лая скоб­ка b плюс 15 пра­вая круг­лая скоб­ка умно­жить на 16 = левая круг­лая скоб­ка 2a плюс 15 пра­вая круг­лая скоб­ка умно­жить на 8 рав­но­силь­но левая круг­лая скоб­ка b плюс 15 пра­вая круг­лая скоб­ка умно­жить на 2=2a плюс 15. Левая часть урав­не­ния крат­на 2, а пра­вая нет. Зна­чит, m не может рав­нять­ся 16.

Рас­смот­рим m=15. Имеем  левая круг­лая скоб­ка b плюс 14 пра­вая круг­лая скоб­ка умно­жить на 15 = левая круг­лая скоб­ка 2a плюс 15 пра­вая круг­лая скоб­ка умно­жить на 8. Левая часть урав­не­ния крат­на 15, пра­вая может быть крат­на 15 при a\geqslant15, но тогда S\geqslant360. Зна­чит, m не может рав­нять­ся 15.

Рас­смот­рим m=14. Имеем  левая круг­лая скоб­ка b плюс 13 пра­вая круг­лая скоб­ка умно­жить на 14 = левая круг­лая скоб­ка 2a плюс 15 пра­вая круг­лая скоб­ка умно­жить на 8 рав­но­силь­но дробь: чис­ли­тель: b плюс 13, зна­ме­на­тель: 4 конец дроби = дробь: чис­ли­тель: 2a плюс 15, зна­ме­на­тель: 7 конец дроби . Это урав­не­ние имеет ре­ше­ние b=7; a=10. При этом S= левая круг­лая скоб­ка 7 плюс 13 пра­вая круг­лая скоб­ка умно­жить на 14= левая круг­лая скоб­ка 2 умно­жить на 10 плюс 15 пра­вая круг­лая скоб­ка умно­жить на 8=280 мень­ше 300. Таким об­ра­зом, все усло­вия за­да­чи вы­пол­не­ны.

 

Ответ: а)  да; б)  нет; в)  14.

Спрятать критерии
Критерии проверки:

Кри­те­рии оце­ни­ва­ния вы­пол­не­ния за­да­нияБаллы
Верно по­лу­че­ны все пе­ре­чис­лен­ные (см. кри­те­рий на 1 балл) ре­зуль­та­ты4
Верно по­лу­че­ны три из пе­ре­чис­лен­ных (см. кри­те­рий на 1 балл) ре­зуль­та­тов3
Верно по­лу­че­ны два из пе­ре­чис­лен­ных (см. кри­те­рий на 1 балл) ре­зуль­та­тов2
Верно по­лу­чен один из сле­ду­ю­щий ре­зуль­та­тов:

―  обос­но­ван­ное ре­ше­ние в п. а;

―  при­мер в п. б;

―  ис­ко­мая оцен­ка в п. в;

―  при­мер в п. в, обес­пе­чи­ва­ю­щий точ­ность преды­ду­щей оцен­ки

1
Ре­ше­ние не со­от­вет­ству­ет ни од­но­му из кри­те­ри­ев, пе­ре­чис­лен­ных выше0
Мак­си­маль­ный балл4
Источники:
Классификатор алгебры: По­сле­до­ва­тель­но­сти и про­грес­сии