Задания
Версия для печати и копирования в MS Word
Тип Д15 C4 № 521681
i

Тре­уголь­ник АВС (АВ < АC) впи­сан в окруж­ность. На сто­ро­не АС от­ме­че­на точка Е так, что АЕ  =  АВ. Се­ре­дин­ный пер­пен­ди­ку­ляр к от­рез­ку СЕ пе­ре­се­ка­ет дугу ВС, не со­дер­жа­щую точки А, в точке К.

а)  До­ка­жи­те, что АК яв­ля­ет­ся бис­сек­три­сой угла ВАС.

б)  Най­ди­те пло­щадь че­ты­рех­уголь­ни­ка АВКЕ, если из­вест­но, что АВ  =  5, АС  =  11, ВС  =  10.

Спрятать решение

Ре­ше­ние.

а)  Вы­вер­нем за­да­чу. Обо­зна­чим за K_1 се­ре­ди­ну дуги CB, тогда CK=KB. Опу­стим пер­пен­ди­ку­ляр KH на AC и от­ме­тим на AC точку E_1 так, что CH=HE_1. Тогда в тре­уголь­ни­ке CKE вы­со­та сов­па­да­ет с ме­ди­а­ной и CK=KE. Зна­чит, у тре­уголь­ни­ков AE_1K и ABK равны две сто­ро­ны и угол не между ними. Такие тре­уголь­ни­ки могут быть равны или иметь углы, со­став­ля­ю­щие в сумме 180 в сте­пе­ни левая круг­лая скоб­ка \circ пра­вая круг­лая скоб­ка . Вто­рое не­воз­мож­но, по­сколь­ку \angle AEK плюс \angle ABK боль­ше \angle ACK плюс \angle ABK=180 в сте­пе­ни левая круг­лая скоб­ка \circ пра­вая круг­лая скоб­ка . Зна­чит, тре­уголь­ни­ки равны, то есть AE_1=AB, по­это­му по­стро­ен­ная таким об­ра­зом точка сов­па­да­ет с точ­кой E, пер­пен­ди­ку­ляр- с пер­пен­ди­ку­ля­ром из за­да­чи и точка K_1  — с точ­кой K, то есть AK  — бис­сек­три­са.

 

б)  S_ABKE=2S_ABK=AB умно­жить на AK умно­жить на синус \angle BAK.

Пусть L  — ос­но­ва­ние бис­сек­три­сы. Тогда BL:CL=5:11, от­ку­да BL= дробь: чис­ли­тель: 25, зна­ме­на­тель: 8 конец дроби , CL= дробь: чис­ли­тель: 55, зна­ме­на­тель: 8 конец дроби . По фор­му­ле для бис­сек­три­сы имеем AL= ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: AB умно­жить на AC минус BL умно­жить на LC конец ар­гу­мен­та = дробь: чис­ли­тель: 1, зна­ме­на­тель: 8 конец дроби ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: 55 умно­жить на 39 конец ар­гу­мен­та . По тео­ре­ме о пе­ре­се­ка­ю­щих­ся хор­дах LK= дробь: чис­ли­тель: CL умно­жить на LB, зна­ме­на­тель: AL конец дроби = дробь: чис­ли­тель: 25 ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: 55 конец ар­гу­мен­та , зна­ме­на­тель: 8 ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: 39 конец ар­гу­мен­та конец дроби

и AK=AL плюс LK= дробь: чис­ли­тель: 8 ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: 55 конец ар­гу­мен­та , зна­ме­на­тель: ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: 39 конец ар­гу­мен­та конец дроби .

На­ко­нец, по тео­ре­ме ко­си­ну­сов в тре­уголь­ни­ке ABC имеем  ко­си­нус \angle CAB= дробь: чис­ли­тель: 25 плюс 121 минус 100, зна­ме­на­тель: 110 конец дроби = дробь: чис­ли­тель: 23, зна­ме­на­тель: 55 конец дроби , Зна­чит, 1 минус 2 синус в квад­ра­те \angle LAB= дробь: чис­ли­тель: 23, зна­ме­на­тель: 55 конец дроби , от­ку­да  синус \angle LAB= дробь: чис­ли­тель: 4, зна­ме­на­тель: ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: 55 конец ар­гу­мен­та конец дроби .

Окон­ча­тель­но S_ABKE= дробь: чис­ли­тель: 160, зна­ме­на­тель: ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: 39 конец ар­гу­мен­та конец дроби .

 

Ответ: б)  дробь: чис­ли­тель: 160, зна­ме­на­тель: ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: 39 конец ар­гу­мен­та конец дроби .

Спрятать критерии
Критерии проверки:

Кри­те­рии оце­ни­ва­ния вы­пол­не­ния за­да­нияБаллы
Име­ет­ся вер­ное до­ка­за­тель­ство утвер­жде­ния пунк­та а и обос­но­ван­но по­лу­чен вер­ный ответ в пунк­те б.3
По­лу­чен обос­но­ван­ный ответ в пунк­те б.

ИЛИ

Име­ет­ся вер­ное до­ка­за­тель­ство утвер­жде­ния пунк­та а и при обос­но­ван­ном ре­ше­нии пунк­та б по­лу­чен не­вер­ный ответ из-за ариф­ме­ти­че­ской ошиб­ки.

2
Име­ет­ся вер­ное до­ка­за­тель­ство утвер­жде­ния пунк­та а.

ИЛИ

При обос­но­ван­ном ре­ше­нии пунк­та б по­лу­чен не­вер­ный ответ из-за ариф­ме­ти­че­ской ошиб­ки.

ИЛИ

Обос­но­ван­но по­лу­чен вер­ный ответ в пунк­те б и ис­поль­зо­ва­ни­ем утвер­жде­ния пунк­та а, при этом пункт а не вы­пол­нен.

1
Ре­ше­ние не со­от­вет­ству­ет ни од­но­му из кри­те­ри­ев, пе­ре­чис­лен­ных выше.0
Мак­си­маль­ный балл3
Источник: А. Ларин: Тре­ни­ро­воч­ный ва­ри­ант № 225
Методы геометрии: Свой­ства бис­сек­трис, Свой­ства хорд, Тео­ре­ма ко­си­ну­сов
Классификатор планиметрии: Тре­уголь­ни­ки