Задания
Версия для печати и копирования в MS Word
Тип Д15 C4 № 521227
i

Дан пра­виль­ный ше­сти­уголь­ник ABCDEF. Точка Р  — се­ре­ди­на сто­ро­ны AF, точка К  — се­ре­ди­на сто­ро­ны АВ.

а)  До­ка­жи­те, что пло­ща­ди че­ты­рех­уголь­ни­ков DPFE и DPAK равны.

б)  Най­ди­те пло­щадь общей части че­ты­рех­уголь­ни­ков DPAK и DЕAС, если из­вест­но, что АВ  =  6.

Спрятать решение

Ре­ше­ние.

а)  Имеем:

S_AKPD=S_PAD плюс S_KAD=2S_PAD=2 умно­жить на дробь: чис­ли­тель: 12, зна­ме­на­тель: d конец дроби левая круг­лая скоб­ка P,AD пра­вая круг­лая скоб­ка умно­жить на AD= дробь: чис­ли­тель: 1, зна­ме­на­тель: 2 конец дроби d левая круг­лая скоб­ка F,AD пра­вая круг­лая скоб­ка умно­жить на AD.

Далее:

S_DEPF=S_DPF плюс S_DEF= дробь: чис­ли­тель: 1, зна­ме­на­тель: 2 конец дроби S_DAF плюс дробь: чис­ли­тель: 1, зна­ме­на­тель: 2 конец дроби d левая круг­лая скоб­ка D,EF пра­вая круг­лая скоб­ка умно­жить на EF=

 

= дробь: чис­ли­тель: 1, зна­ме­на­тель: 4 конец дроби d левая круг­лая скоб­ка F,AD пра­вая круг­лая скоб­ка умно­жить на AD плюс дробь: чис­ли­тель: 1, зна­ме­на­тель: 4 конец дроби d левая круг­лая скоб­ка F,AD пра­вая круг­лая скоб­ка умно­жить на AD= дробь: чис­ли­тель: 1, зна­ме­на­тель: 2 конец дроби d левая круг­лая скоб­ка F,AD пра­вая круг­лая скоб­ка умно­жить на AD,

по­это­му пло­ща­ди равны.

б)  Пусть AE и DP пе­ре­се­ка­ют­ся в точке O, а CA и DK в точке N. Тогда:

S_KDOA=S_KDPA минус S_APO минус S_AKN=S_KDPA минус 2S_APO=

 

= дробь: чис­ли­тель: 1, зна­ме­на­тель: 2 конец дроби d левая круг­лая скоб­ка F,AD пра­вая круг­лая скоб­ка умно­жить на AD минус 2 умно­жить на дробь: чис­ли­тель: 1, зна­ме­на­тель: 2 конец дроби AP умно­жить на AO умно­жить на синус \angle OAP=

 

= дробь: чис­ли­тель: 1, зна­ме­на­тель: 2 конец дроби умно­жить на ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: 3 конец ар­гу­мен­та 2 AB умно­жить на 2AB минус 2 умно­жить на дробь: чис­ли­тель: 1, зна­ме­на­тель: 2 конец дроби умно­жить на дробь: чис­ли­тель: 1, зна­ме­на­тель: 2 конец дроби AF умно­жить на AO умно­жить на дробь: чис­ли­тель: 1, зна­ме­на­тель: 2 конец дроби = 18 ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: 3 конец ар­гу­мен­та минус дробь: чис­ли­тель: 3, зна­ме­на­тель: 2 конец дроби AO.

Вы­чис­лим AO. Про­дол­жим DO до пе­ре­се­че­ния с про­дол­же­ни­ем EF в точке T. Тогда тре­уголь­ни­ки DAP и TFP равны по сто­ро­не FP=PA и двум углам ( \angle TPF=\angle APD, \angle ADP=\angle FTP как на­крест ле­жа­щие при па­рал­лель­ных AD и FE). Зна­чит, TF=AD=2FE. По тео­ре­ме Ме­не­лая для тре­уголь­ни­ка EAF и пря­мой OPT имеем:

 дробь: чис­ли­тель: EO, зна­ме­на­тель: OA конец дроби умно­жить на дробь: чис­ли­тель: AP, зна­ме­на­тель: PF конец дроби умно­жить на дробь: чис­ли­тель: FT, зна­ме­на­тель: TE конец дроби =1,

от­ку­да EO:OA=3:2, по­это­му:

AO= дробь: чис­ли­тель: 2, зна­ме­на­тель: 5 конец дроби AE= дробь: чис­ли­тель: 2, зна­ме­на­тель: 5 конец дроби умно­жить на ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: 3 конец ар­гу­мен­та AB= дробь: чис­ли­тель: 12, зна­ме­на­тель: 5 конец дроби ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: 3 конец ар­гу­мен­та .

Окон­ча­тель­но:

S_DOAK=18 ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: 3 конец ар­гу­мен­та минус дробь: чис­ли­тель: 3, зна­ме­на­тель: 2 конец дроби умно­жить на дробь: чис­ли­тель: 12, зна­ме­на­тель: 5 конец дроби ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: 3 конец ар­гу­мен­та = дробь: чис­ли­тель: 72, зна­ме­на­тель: 5 конец дроби ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: 3 конец ар­гу­мен­та .

Ответ:  дробь: чис­ли­тель: 72 ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: 3 конец ар­гу­мен­та , зна­ме­на­тель: 5 конец дроби .

Спрятать критерии
Критерии проверки:

Кри­те­рии оце­ни­ва­ния вы­пол­не­ния за­да­нияБаллы
Име­ет­ся вер­ное до­ка­за­тель­ство утвер­жде­ния пунк­та а и обос­но­ван­но по­лу­чен вер­ный ответ в пунк­те б.3
По­лу­чен обос­но­ван­ный ответ в пунк­те б.

ИЛИ

Име­ет­ся вер­ное до­ка­за­тель­ство утвер­жде­ния пунк­та а и при обос­но­ван­ном ре­ше­нии пунк­та б по­лу­чен не­вер­ный ответ из-за ариф­ме­ти­че­ской ошиб­ки.

2
Име­ет­ся вер­ное до­ка­за­тель­ство утвер­жде­ния пунк­та а.

ИЛИ

При обос­но­ван­ном ре­ше­нии пунк­та б по­лу­чен не­вер­ный ответ из-за ариф­ме­ти­че­ской ошиб­ки.

ИЛИ

Обос­но­ван­но по­лу­чен вер­ный ответ в пунк­те б и ис­поль­зо­ва­ни­ем утвер­жде­ния пунк­та а, при этом пункт а не вы­пол­нен.

1
Ре­ше­ние не со­от­вет­ству­ет ни од­но­му из кри­те­ри­ев, пе­ре­чис­лен­ных выше.0
Мак­си­маль­ный балл3
Источник: А. Ларин: Тре­ни­ро­воч­ный ва­ри­ант № 191
Методы геометрии: Тео­ре­ма Ме­не­лая
Классификатор планиметрии: Пра­виль­ный ше­сти­уголь­ник, Тре­уголь­ни­ки