Задания
Версия для печати и копирования в MS Word
Тип Д15 C4 № 521177
i

В ост­ро­уголь­ном тре­уголь­ни­ке АВС из вер­шин А и С опу­ще­ны вы­со­ты АР и CQ на сто­ро­ны ВС и АВ. Из­вест­но, что пло­щадь тре­уголь­ни­ка АВС равна 18,пло­щадь тре­уголь­ни­ка BPQ равна 2, а длина от­рез­ка РQ равна2 ко­рень из 2 .

а)  До­ка­зать, что тре­уголь­ни­ки QBP и СВА по­доб­ны.

б)  Вы­чис­лить ра­ди­ус окруж­но­сти, опи­сан­ной около тре­уголь­ни­ка АВС.

Спрятать решение

Ре­ше­ние.

а)  Точки P и Q лежат на окруж­но­сти с диа­мет­ром AC (по­сколь­ку \angle AQC=\angle APC=90 в сте­пе­ни левая круг­лая скоб­ка \circ пра­вая круг­лая скоб­ка ). Тогда по свой­ству впи­сан­но­го че­ты­рех­уголь­ни­ка (AQPC) имеем:

\angle ACP=180 в сте­пе­ни левая круг­лая скоб­ка \circ пра­вая круг­лая скоб­ка минус \angle AQP=\angle BQP,

по­это­му тре­уголь­ни­ки BQP и BCA по­доб­ны по двум углам (угол B у них общий).

 

б)  По усло­вию  дробь: чис­ли­тель: S_ABC, зна­ме­на­тель: S_BQP конец дроби =9, по­это­му они по­доб­ны с ко­эф­фи­ци­ен­том  ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: 9 конец ар­гу­мен­та =3, в част­но­сти AC=6 ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: 2 конец ар­гу­мен­та . Пусть QB=x, PB=y. Тогда:

AQ=AB минус QB=3y минус x,

ана­ло­гич­но PC=3x минус y. Далее: AP= дробь: чис­ли­тель: 2S_ABC, зна­ме­на­тель: BC конец дроби = дробь: чис­ли­тель: 12, зна­ме­на­тель: y конец дроби , ана­ло­гич­но CQ= дробь: чис­ли­тель: 12, зна­ме­на­тель: x конец дроби . Те­перь на­пи­шем тео­ре­му Пи­фа­го­ра для тре­уголь­ни­ков APC и AQC:

72= дробь: чис­ли­тель: 144, зна­ме­на­тель: x в квад­ра­те конец дроби плюс левая круг­лая скоб­ка 3x минус y пра­вая круг­лая скоб­ка в квад­ра­те

 

72= дробь: чис­ли­тель: 144, зна­ме­на­тель: y в квад­ра­те конец дроби плюс левая круг­лая скоб­ка 3y минус x пра­вая круг­лая скоб­ка в квад­ра­те

Вы­чи­тая эти урав­не­ния, по­лу­чим:

144 умно­жить на дробь: чис­ли­тель: y в квад­ра­те минус x в квад­ра­те , зна­ме­на­тель: x в квад­ра­те y в квад­ра­те конец дроби плюс 8 левая круг­лая скоб­ка x в квад­ра­те минус y в квад­ра­те пра­вая круг­лая скоб­ка =0.

Воз­мож­ны два слу­чая.

1.  Имеем: x не равно y. Со­кра­щая на x в квад­ра­те минус y в квад­ра­те , по­лу­чим  дробь: чис­ли­тель: 144, зна­ме­на­тель: x в квад­ра­те y в квад­ра­те конец дроби =8, от­ку­да  xy= ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: 18 конец ар­гу­мен­та =3 ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: 2 конец ар­гу­мен­та . Тогда:

18=S_ABC= дробь: чис­ли­тель: 1, зна­ме­на­тель: 2 конец дроби умно­жить на 3x умно­жить на 3y умно­жить на синус \angle B= дробь: чис­ли­тель: 9, зна­ме­на­тель: 2 конец дроби синус \angle B,

от­ку­да  синус \angle B= дробь: чис­ли­тель: 4, зна­ме­на­тель: 3 ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: 2 конец ар­гу­мен­та конец дроби и  R_ABC= дробь: чис­ли­тель: AC, зна­ме­на­тель: 2 синус \angle B конец дроби =4,5.

 

2.  Имеем: x=y. Тогда из на­чаль­ных урав­не­ний по­лу­чим:

72= дробь: чис­ли­тель: 144, зна­ме­на­тель: x в квад­ра­те конец дроби плюс 4x в квад­ра­те рав­но­силь­но x в сте­пе­ни 4 минус 18x в квад­ра­те плюс 36=0 рав­но­силь­но x в квад­ра­те =9\pm 3 ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: 5 конец ар­гу­мен­та рав­но­силь­но x= ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: 9\pm 3 ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: 5 конец ар­гу­мен­та конец ар­гу­мен­та .

Если взять x= ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: 9 минус 3 ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: 5 конец ар­гу­мен­та конец ар­гу­мен­та мень­ше 2, то тре­уголь­ник ABC по­лу­чит­ся ту­по­уголь­ным, по­сколь­ку

AB в квад­ра­те плюс BC в квад­ра­те =18x в квад­ра­те мень­ше 72=AC в квад­ра­те .

Зна­чит, x= ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: 9 плюс 3 ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: 5 конец ар­гу­мен­та конец ар­гу­мен­та . Но тогда пло­щадь ABC равна:

 дробь: чис­ли­тель: 1, зна­ме­на­тель: 2 конец дроби умно­жить на 6 ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: 2 конец ар­гу­мен­та умно­жить на ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: левая круг­лая скоб­ка 3x пра­вая круг­лая скоб­ка в квад­ра­те минус 18 конец ар­гу­мен­та =3 ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: 2 конец ар­гу­мен­та умно­жить на 3 ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: 7 плюс 3 ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: 5 конец ар­гу­мен­та конец ар­гу­мен­та =9 ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: 14 плюс 6 ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: 5 конец ар­гу­мен­та конец ар­гу­мен­та не равно 18,

по­это­му такой слу­чай также не­воз­мо­жен. Это может по­ка­зать­ся стран­ным, ведь мы учли все усло­вия с пер­пен­ди­ку­ляр­но­стью. Од­на­ко усло­вие о том, что QB:CB=3 в этой си­сте­ме не учи­ты­ва­лось никак, на­при­мер.

 

Ответ: б) 4,5.

Спрятать критерии
Критерии проверки:

Кри­те­рии оце­ни­ва­ния вы­пол­не­ния за­да­нияБаллы
Име­ет­ся вер­ное до­ка­за­тель­ство утвер­жде­ния пунк­та а и обос­но­ван­но по­лу­чен вер­ный ответ в пунк­те б.3
По­лу­чен обос­но­ван­ный ответ в пунк­те б.

ИЛИ

Име­ет­ся вер­ное до­ка­за­тель­ство утвер­жде­ния пунк­та а и при обос­но­ван­ном ре­ше­нии пунк­та б по­лу­чен не­вер­ный ответ из-за ариф­ме­ти­че­ской ошиб­ки.

2
Име­ет­ся вер­ное до­ка­за­тель­ство утвер­жде­ния пунк­та а.

ИЛИ

При обос­но­ван­ном ре­ше­нии пунк­та б по­лу­чен не­вер­ный ответ из-за ариф­ме­ти­че­ской ошиб­ки.

ИЛИ

Обос­но­ван­но по­лу­чен вер­ный ответ в пунк­те б и ис­поль­зо­ва­ни­ем утвер­жде­ния пунк­та а, при этом пункт а не вы­пол­нен.

1
Ре­ше­ние не со­от­вет­ству­ет ни од­но­му из кри­те­ри­ев, пе­ре­чис­лен­ных выше.0
Мак­си­маль­ный балл3
Источник: А. Ларин: Тре­ни­ро­воч­ный ва­ри­ант № 184
Классификатор планиметрии: Окруж­ность, опи­сан­ная во­круг че­ты­рех­уголь­ни­ка, Тре­уголь­ни­ки