Задания
Версия для печати и копирования в MS Word
Тип Д8 C1 № 521174
i

а)  Ре­ши­те урав­не­ние:  ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: ло­га­рифм по ос­но­ва­нию левая круг­лая скоб­ка ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: x конец ар­гу­мен­та конец ар­гу­мен­та левая круг­лая скоб­ка 5x пра­вая круг­лая скоб­ка пра­вая круг­лая скоб­ка умно­жить на ло­га­рифм по ос­но­ва­нию 5 x = минус 2.

б)  Найти на­ту­раль­ное число n такое, что x_0 при­над­ле­жит левая круг­лая скоб­ка дробь: чис­ли­тель: \lg2, зна­ме­на­тель: n плюс 1 конец дроби ; дробь: чис­ли­тель: \lg2, зна­ме­на­тель: n конец дроби пра­вая круг­лая скоб­ка ,гдеx_0   — ко­рень урав­не­ния.

Спрятать решение

Ре­ше­ние.

а)  Пе­рей­дем к ос­но­ва­нию 5:

 ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: дробь: чис­ли­тель: ло­га­рифм по ос­но­ва­нию 5 левая круг­лая скоб­ка 5x пра­вая круг­лая скоб­ка , зна­ме­на­тель: ло­га­рифм по ос­но­ва­нию 5 ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: x конец ар­гу­мен­та конец дроби конец ар­гу­мен­та умно­жить на ло­га­рифм по ос­но­ва­нию 5 x= минус 2 рав­но­силь­но ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: дробь: чис­ли­тель: 1 плюс ло­га­рифм по ос­но­ва­нию 5 левая круг­лая скоб­ка x пра­вая круг­лая скоб­ка , зна­ме­на­тель: 0,5 ло­га­рифм по ос­но­ва­нию 5 x конец дроби конец ар­гу­мен­та умно­жить на ло­га­рифм по ос­но­ва­нию 5 x= минус 2

Обо­зна­чим t= ло­га­рифм по ос­но­ва­нию 5 x:

 ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: дробь: чис­ли­тель: 2 плюс 2t, зна­ме­на­тель: t конец дроби конец ар­гу­мен­та умно­жить на t= минус 2 рав­но­силь­но дробь: чис­ли­тель: 2 плюс 2t, зна­ме­на­тель: t конец дроби умно­жить на t в квад­ра­те =4 рав­но­силь­но t в квад­ра­те плюс t минус 2=0 рав­но­силь­но со­во­куп­ность вы­ра­же­ний t=1,t= минус 2. конец со­во­куп­но­сти .

Ясно, что t=1 по­сто­рон­ний ко­рень, по­явив­ший­ся при воз­ве­де­нии в квад­рат. Зна­чит, x= дробь: чис­ли­тель: 1, зна­ме­на­тель: 25 конец дроби .

б)  Далее:

 дробь: чис­ли­тель: де­ся­тич­ный ло­га­рифм 2, зна­ме­на­тель: n конец дроби мень­ше дробь: чис­ли­тель: 1, зна­ме­на­тель: 25 конец дроби мень­ше дробь: чис­ли­тель: де­ся­тич­ный ло­га­рифм 2, зна­ме­на­тель: n плюс 1 конец дроби .

По­сколь­ку 2 в сте­пе­ни левая круг­лая скоб­ка 10 пра­вая круг­лая скоб­ка \approx 10 в кубе , имеем  де­ся­тич­ный ло­га­рифм 2\approx 0,3, по­это­му

n\approx 25 умно­жить на 0,3=7,5.

По­про­бу­ем взять n=8 и срав­нить числа  дробь: чис­ли­тель: 1, зна­ме­на­тель: 25 конец дроби и  дробь: чис­ли­тель: де­ся­тич­ный ло­га­рифм 2, зна­ме­на­тель: 8 конец дроби :

 дробь: чис­ли­тель: 1, зна­ме­на­тель: 25 конец дроби и  дробь: чис­ли­тель: де­ся­тич­ный ло­га­рифм 2, зна­ме­на­тель: 8 конец дроби ;

 

8 и 25 де­ся­тич­ный ло­га­рифм 2;

 

10 в сте­пе­ни 8 и 2 в сте­пе­ни левая круг­лая скоб­ка 25 пра­вая круг­лая скоб­ка ;

 

10 в сте­пе­ни 8 =2 в сте­пе­ни 8 умно­жить на 5 в сте­пе­ни 8 =2 в сте­пе­ни 8 умно­жить на 625 в квад­ра­те боль­ше 2 в сте­пе­ни 8 умно­жить на 512 в квад­ра­те =2 в сте­пе­ни левая круг­лая скоб­ка 26 пра­вая круг­лая скоб­ка боль­ше 2 в сте­пе­ни левая круг­лая скоб­ка 25 пра­вая круг­лая скоб­ка .

Итак,  дробь: чис­ли­тель: 1, зна­ме­на­тель: 25 конец дроби боль­ше дробь: чис­ли­тель: де­ся­тич­ный ло­га­рифм 2, зна­ме­на­тель: 8 конец дроби .

 

Те­перь срав­ним числа  дробь: чис­ли­тель: 1, зна­ме­на­тель: 25 конец дроби и  дробь: чис­ли­тель: де­ся­тич­ный ло­га­рифм 2, зна­ме­на­тель: 7 конец дроби :

 дробь: чис­ли­тель: 1, зна­ме­на­тель: 25 конец дроби и  дробь: чис­ли­тель: де­ся­тич­ный ло­га­рифм 2, зна­ме­на­тель: 7 конец дроби ;

 

7 и 25 де­ся­тич­ный ло­га­рифм 2;

 

10 в сте­пе­ни 7 и 2 в сте­пе­ни левая круг­лая скоб­ка 25 пра­вая круг­лая скоб­ка ;

 

10 в сте­пе­ни 7 =2 в сте­пе­ни 7 умно­жить на 5 в сте­пе­ни 7 =2 в сте­пе­ни 7 умно­жить на 125 в квад­ра­те умно­жить на 5 мень­ше 2 в сте­пе­ни 7 умно­жить на 128 в квад­ра­те умно­жить на 8=2 в сте­пе­ни левая круг­лая скоб­ка 24 пра­вая круг­лая скоб­ка мень­ше 2 в сте­пе­ни левая круг­лая скоб­ка 25 пра­вая круг­лая скоб­ка .

Итак,  дробь: чис­ли­тель: 1, зна­ме­на­тель: 25 конец дроби мень­ше дробь: чис­ли­тель: де­ся­тич­ный ло­га­рифм 2, зна­ме­на­тель: 7 конец дроби . По­это­му n=7, а пер­вое срав­не­ние ис­поль­зу­ет­ся как до­ка­за­тель­ство не­ра­вен­ства  дробь: чис­ли­тель: 1, зна­ме­на­тель: 25 конец дроби боль­ше дробь: чис­ли­тель: де­ся­тич­ный ло­га­рифм 2, зна­ме­на­тель: n плюс 1 конец дроби .

 

Ответ: а)  дробь: чис­ли­тель: 1, зна­ме­на­тель: 25 конец дроби ; б) 7.

Спрятать критерии
Критерии проверки:

Кри­те­рии оце­ни­ва­ния вы­пол­не­ния за­да­нияБаллы
Обос­но­ван­но по­лу­че­ны вер­ные от­ве­ты в обоих пунк­тах.2
Обос­но­ван­но по­лу­чен вер­ный ответ в пунк­те а, или в пунк­те б.

ИЛИ

по­лу­че­ны не­вер­ные от­ве­ты из-за вы­чис­ли­тель­ной ошиб­ки, но при этом име­ет­ся вер­ная по­сле­до­ва­тель­ность всех шагов ре­ше­ния обоих пунк­тов — пунк­та а и пунк­та б.

1
Ре­ше­ние не со­от­вет­ству­ет ни од­но­му из кри­те­ри­ев, пе­ре­чис­лен­ных выше.0
Мак­си­маль­ный балл2
Источник: А. Ларин: Тре­ни­ро­воч­ный ва­ри­ант № 184
Классификатор алгебры: Ир­ра­ци­о­наль­ные урав­не­ния, Ло­га­риф­ми­че­ские урав­не­ния, Урав­не­ния сме­шан­но­го типа
Методы алгебры: Вве­де­ние за­ме­ны