Задания
Версия для печати и копирования в MS Word
Тип Д17 C6 № 521136
i

Най­ди­те все зна­че­ния а, при каж­дом из ко­то­рых урав­не­ние 

 ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: a минус 2 левая круг­лая скоб­ка a плюс 1 пра­вая круг­лая скоб­ка x конец ар­гу­мен­та = x минус 1

имеет ровно один ко­рень.

Спрятать решение

Ре­ше­ние.

После воз­ве­де­ния в квад­рат по­лу­ча­ем урав­не­ние:

a минус 2 левая круг­лая скоб­ка a плюс 1 пра­вая круг­лая скоб­ка x=x в квад­ра­те минус 2x плюс 1.

Нас ин­те­ре­су­ют толь­ко те его корни, ко­то­рые не мень­ше 1, осталь­ные по­сто­рон­ние. Имеем:

x в квад­ра­те плюс 2ax минус a плюс 1=0.

Воз­мож­ны три слу­чая.

1.  Ко­рень всего один и он боль­ше еди­ни­цы. Тогда

D=4a в квад­ра­те минус 4 левая круг­лая скоб­ка минус a плюс 1 пра­вая круг­лая скоб­ка =0,

 

a в квад­ра­те плюс a минус 1=0,

 

a= дробь: чис­ли­тель: минус 1\pm ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: 5 конец ар­гу­мен­та , зна­ме­на­тель: 2 конец дроби .

За­ме­тим, что этот един­ствен­ный ко­рень равен  минус дробь: чис­ли­тель: 2a, зна­ме­на­тель: 2 конец дроби = минус a, по­это­му нам по­дой­дет толь­ко a= дробь: чис­ли­тель: минус 1 минус ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: 5 конец ар­гу­мен­та , зна­ме­на­тель: 2 конец дроби .

2.  Кор­ней два, но они по раз­ные сто­ро­ны от числа 1. Для этого не­об­хо­ди­мо и до­ста­точ­но, чтобы при под­ста­нов­ке x=1 по­лу­ча­лось от­ри­ца­тель­ное число (тогда 1 лежит между кор­ня­ми). Итак:

1 плюс 2a минус a плюс 1 мень­ше 0 рав­но­силь­но a мень­ше минус 2.

3.  Кор­ней два, один из них 1, вто­рой мень­ше 1. Ясно, что один из кор­ней еди­ни­ца при a= минус 2 и толь­ко.

Пусть a= минус 2, урав­не­ние при­мет вид x в квад­ра­те минус 4x плюс 3=0, его корни 1 и 3  — не под­хо­дит.

 

Ответ:  левая круг­лая скоб­ка минус бес­ко­неч­ность ; минус 2 пра­вая круг­лая скоб­ка \cup левая фи­гур­ная скоб­ка дробь: чис­ли­тель: минус 1 минус ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: 5 конец ар­гу­мен­та , зна­ме­на­тель: 2 конец дроби пра­вая фи­гур­ная скоб­ка .

Спрятать критерии
Критерии проверки:

Кри­те­рии оце­ни­ва­ния вы­пол­не­ния за­да­нияБаллы
Обос­но­ван­но по­лу­чен пра­виль­ный ответ.4
По­лу­чен вер­ный ответ. Ре­ше­ние в целом вер­ное. Обос­но­ва­но най­де­ны оба про­ме­жут­ка зна­че­ний па­ра­мет­ра из от­ве­та к за­да­че, при этом воз­мож­ны не­точ­но­сти с (не)вклю­че­ни­ем кон­цов и(или) вы­чис­ли­тель­ная по­греш­ность.3
Обос­но­ва­но най­ден хотя бы один про­ме­жу­ток зна­че­ний па­ра­мет­ра из от­ве­та к за­да­че, при этом воз­мож­ны не­точ­но­сти с (не)вклю­че­ни­ем кон­цов и(или) вы­чис­ли­тель­ная по­греш­ность.2
Ре­ше­ние со­дер­жит:

− или вер­ное опи­са­ние рас­по­ло­же­ния двух лучей и пря­мой из усло­вия за­да­чи;

− или вер­ное по­лу­че­ние квад­рат­но­го урав­не­ния с па­ра­мет­ром a от­но­си­тель­но одной из пе­ре­мен­ных.

1
Ре­ше­ние не со­от­вет­ству­ет ни од­но­му из кри­те­ри­ев, пе­ре­чис­лен­ных выше.0
Мак­си­маль­ный балл4
Источник: А. Ларин: Тре­ни­ро­воч­ный ва­ри­ант № 179
Классификатор алгебры: Не­ра­вен­ства с па­ра­мет­ром