Задания
Версия для печати и копирования в MS Word
Тип Д10 C2 № 521103
i

В пра­виль­ной че­ты­рех­уголь­ной пи­ра­ми­де PABCD сто­ро­на ос­но­ва­ния равна 20, а вы­со­та пи­ра­ми­ды равна 11,25. Через ребро АВ под углом β к плос­ко­сти АВС про­ве­де­на плос­кость α. Из­вест­но, что тан­генс бета = дробь: чис­ли­тель: 3, зна­ме­на­тель: 4 конец дроби .

а)  До­ка­жи­те, что плос­кость α делит ребро РС в от­но­ше­нии 1:4, счи­тая от точки Р.

б)  Най­ди­те пло­щадь се­че­ния пи­ра­ми­ды плос­ко­стью α.

Спрятать решение

Ре­ше­ние.

а)  Пусть  M и N  — се­ре­ди­ны ребер  AB и  CD со­от­вет­ствен­но. Тогда:

 PM= ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: PB в квад­ра­те минус BM в квад­ра­те конец ар­гу­мен­та = ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: PO в квад­ра­те плюс OB в квад­ра­те минус BM в квад­ра­те конец ар­гу­мен­та = ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: PO в квад­ра­те плюс OM в квад­ра­те конец ар­гу­мен­та =

 

= ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: 10 в квад­ра­те плюс 11,25 в квад­ра­те конец ар­гу­мен­та =1,25 ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: 8 в квад­ра­те плюс 9 в квад­ра­те конец ар­гу­мен­та =1,25 ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: 145 конец ар­гу­мен­та .

Рас­смот­рим тре­уголь­ник PMN. В нем  MN=20, MP=PN=1,25 ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: 145 конец ар­гу­мен­та . Плос­кость пе­ре­се­ка­ет его по пря­мой  MH, где  H при­над­ле­жит PN, по усло­вию  тан­генс \angle HMN= дробь: чис­ли­тель: 3, зна­ме­на­тель: 4 конец дроби . По­сколь­ку пря­мые  HM и MN пер­пен­ди­ку­ляр­ны пря­мой AB, ко­то­рая яв­ля­ет­ся ли­ни­ей пе­ре­се­че­ния плос­ко­сти ос­но­ва­ния и плос­ко­сти β, это ли­ней­ный угол дан­но­го дву­гран­но­го угла. В то же время:

 тан­генс \angle PMN= тан­генс \angle PMO= дробь: чис­ли­тель: PO, зна­ме­на­тель: OM конец дроби = дробь: чис­ли­тель: 9, зна­ме­на­тель: 8 конец дроби .

По­это­му

 тан­генс \angle PMH= тан­генс левая круг­лая скоб­ка \angle PMN минус \angle HMN пра­вая круг­лая скоб­ка = дробь: чис­ли­тель: дробь: чис­ли­тель: 9, зна­ме­на­тель: 8 конец дроби минус дробь: чис­ли­тель: 3, зна­ме­на­тель: 4 конец дроби , зна­ме­на­тель: 1 плюс дробь: чис­ли­тель: 9, зна­ме­на­тель: 8 конец дроби умно­жить на дробь: чис­ли­тель: 3, зна­ме­на­тель: 4 конец дроби конец дроби = дробь: чис­ли­тель: 12, зна­ме­на­тель: 59 конец дроби .

Тогда:

 синус \angle PMH= дробь: чис­ли­тель: 12, зна­ме­на­тель: ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: 12 в квад­ра­те плюс 59 в квад­ра­те конец ар­гу­мен­та конец дроби = дробь: чис­ли­тель: 12, зна­ме­на­тель: 5 ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: 145 конец ар­гу­мен­та конец дроби ,  синус \angle HMN= дробь: чис­ли­тель: 3, зна­ме­на­тель: ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: 3 в квад­ра­те плюс 4 в квад­ра­те конец ар­гу­мен­та конец дроби = дробь: чис­ли­тель: 3, зна­ме­на­тель: 5 конец дроби ;

 

 дробь: чис­ли­тель: PH, зна­ме­на­тель: HN конец дроби = дробь: чис­ли­тель: S_PMH, зна­ме­на­тель: S_HMN конец дроби = дробь: чис­ли­тель: PM умно­жить на MH умно­жить на синус \angle PMH, зна­ме­на­тель: NM умно­жить на MH умно­жить на синус \angle NMH конец дроби = дробь: чис­ли­тель: PM умно­жить на синус \angle PMH, зна­ме­на­тель: NM умно­жить на синус \angle NMH конец дроби = дробь: чис­ли­тель: 3, зна­ме­на­тель: 12 конец дроби = дробь: чис­ли­тель: 1, зна­ме­на­тель: 4 конец дроби .

По­сколь­ку плос­кость β про­хо­дит через  AB, она па­рал­лель­на  CD. Про­ве­дем тогда через H пря­мую, па­рал­лель­ную  CD. Она лежит в плос­ко­сти и делит от­ре­зок  PC в том же от­но­ше­нии, что и от­ре­зок  PH по тео­ре­ме Фа­ле­са.

б)  Ясно, что се­че­ние  — тра­пе­ция, при­чем рав­но­бед­рен­ная (кар­тин­ка сим­мет­рич­на от­но­си­тель­но плос­ко­сти PMN). Далее,  MH  — от­ре­зок, со­еди­ня­ю­щий се­ре­ди­ны ос­но­ва­ний, зна­чит, это вы­со­та тра­пе­ции. Те­перь найдём пло­щадь се­че­ния пи­ра­ми­ды плос­ко­стью α:

S= дробь: чис­ли­тель: AB плюс дробь: чис­ли­тель: 1, зна­ме­на­тель: 5 конец дроби CD, зна­ме­на­тель: 2 конец дроби умно­жить на MH=12 умно­жить на дробь: чис­ли­тель: HN синус \angle PNM, зна­ме­на­тель: синус \angle HMN конец дроби = дробь: чис­ли­тель: 12 умно­жить на дробь: чис­ли­тель: 4, зна­ме­на­тель: 5 конец дроби умно­жить на PN умно­жить на дробь: чис­ли­тель: PO, зна­ме­на­тель: PN конец дроби , зна­ме­на­тель: дробь: чис­ли­тель: 3, зна­ме­на­тель: 5 конец дроби конец дроби = 16 PO=180.

Ответ: б) 180.

Спрятать критерии
Критерии проверки:

Кри­те­рии оце­ни­ва­ния вы­пол­не­ния за­да­нияБаллы
Обос­но­ван­но по­лу­чен вер­ный ответ.2
Ре­ше­ние со­дер­жит обос­но­ван­ный пе­ре­ход к пла­ни­мет­ри­че­ской за­да­че, но по­лу­чен не­вер­ный ответ или ре­ше­ние не за­кон­че­но

ИЛИ

при пра­виль­ном от­ве­те ре­ше­ние не­до­ста­точ­но обос­но­ва­но.

1
Ре­ше­ние не со­от­вет­ству­ет ни од­но­му из кри­те­ри­ев, пе­ре­чис­лен­ных выше.0
Источник: А. Ларин: Тре­ни­ро­воч­ный ва­ри­ант № 176
Классификатор стереометрии: Де­ле­ние от­рез­ка, Пло­щадь се­че­ния, Пра­виль­ная четырёхуголь­ная пи­ра­ми­да, Се­че­ние  — тра­пе­ция