Задания
Версия для печати и копирования в MS Word
Тип Д17 C6 № 521100
i

Най­ди­те все зна­че­ния па­ра­мет­ра a, при каж­дом из ко­то­рых си­сте­ма урав­не­ний 

 си­сте­ма вы­ра­же­ний x в квад­ра­те плюс y в квад­ра­те = 2|x| плюс 2|y|, дробь: чис­ли­тель: y минус 3, зна­ме­на­тель: x минус 3 конец дроби =a конец си­сте­мы .

имеет ровно три раз­лич­ных ре­ше­ния.
Спрятать решение

Ре­ше­ние.

Пер­вое урав­не­ние можно пе­ре­пи­сать в виде  левая круг­лая скоб­ка |x| минус 1 пра­вая круг­лая скоб­ка в квад­ра­те плюс левая круг­лая скоб­ка |y| минус 1 пра­вая круг­лая скоб­ка в квад­ра­те =2. По­это­му оно за­да­ет че­ты­ре дуги окруж­но­стей ра­ди­у­са  ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: 2 конец ар­гу­мен­та с цен­тра­ми в точ­ках  левая круг­лая скоб­ка \pm 1; \pm1 пра­вая круг­лая скоб­ка (дуги, а не окруж­но­сти це­ли­ком, по­то­му что нужно сле­дить за зна­ка­ми при рас­кры­тии мо­ду­лей). Все эти окруж­но­сти про­хо­дят через на­ча­ло ко­ор­ди­нат, по­это­му точка  левая круг­лая скоб­ка 0; 0 пра­вая круг­лая скоб­ка тоже при­над­ле­жит фи­гу­ре. Вто­рое урав­не­ние дает  y= левая круг­лая скоб­ка x минус 3 пра­вая круг­лая скоб­ка a плюс 3. Это пря­мая, про­хо­дя­щая через точку  левая круг­лая скоб­ка 3; 3 пра­вая круг­лая скоб­ка . Сама точка при этом вы­ко­ло­та.

Ясно, что пе­ре­сечь боль­ше двух дуг она не может (на­при­мер из дуг во вто­рой, тре­тьей и чет­вер­той чет­вер­тях она пе­ре­се­ка­ет не более одной, если не учи­ты­вать общие концы дуг). По­это­му либо она про­хо­дит через общий конец двух дуг и обе их пе­ре­се­ка­ет, либо пе­ре­се­ка­ет одну дугу и ка­са­ет­ся дру­гой, либо пе­ре­се­ка­ет одну дугу и пе­ре­се­ка­ет вто­рую лишь один раз. За­ме­тим также, что если за­ме­нить  a на  дробь: чис­ли­тель: 1, зна­ме­на­тель: a конец дроби и по­ме­нять ме­ста­ми  x и  y, то число ре­ше­ний си­сте­мы не из­ме­нит­ся. По­это­му можно огра­ни­чить­ся слу­ча­ем  a при­над­ле­жит левая квад­рат­ная скоб­ка минус 1; 1 пра­вая квад­рат­ная скоб­ка . Кроме того, при  a мень­ше или равно 0 пе­ре­се­че­ний оче­вид­но нет. Итак,  a при­над­ле­жит левая круг­лая скоб­ка 0; 1 пра­вая квад­рат­ная скоб­ка .

Она про­хо­дит через точки  левая круг­лая скоб­ка 0; 2 пра­вая круг­лая скоб­ка и  левая круг­лая скоб­ка минус 2; 0 пра­вая круг­лая скоб­ка при  a рав­ных, со­от­вет­ствен­но,  дробь: чис­ли­тель: 1, зна­ме­на­тель: 3 конец дроби и  дробь: чис­ли­тель: 3, зна­ме­на­тель: 5 конец дроби . Она ка­са­ет­ся дуги в пер­вой чет­вер­ти, если рас­сто­я­ние от точки  левая круг­лая скоб­ка 1; 1 пра­вая круг­лая скоб­ка до пря­мой равно  ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: 2 конец ар­гу­мен­та . Решим урав­не­ние

 дробь: чис­ли­тель: \abs минус 2a плюс 3 минус 1, зна­ме­на­тель: ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: a в квад­ра­те плюс 1 конец ар­гу­мен­та конец дроби = ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: 2 конец ар­гу­мен­та рав­но­силь­но 4a в квад­ра­те минус 8a плюс 4=2a в квад­ра­те плюс 2 рав­но­силь­но a в квад­ра­те минус 4a плюс 1=0 рав­но­силь­но a=2 минус ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: 3 конец ар­гу­мен­та (вто­рая ка­са­тель­ная даст  a боль­ше 1).

Она ка­са­ет­ся дуги во вто­рой чет­вер­ти, если рас­сто­я­ние от точки  левая круг­лая скоб­ка минус 1; 1 пра­вая круг­лая скоб­ка до пря­мой равно  ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: 2 конец ар­гу­мен­та . Решим урав­не­ние

 дробь: чис­ли­тель: \abs минус 4a плюс 3 минус 1, зна­ме­на­тель: ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: a в квад­ра­те плюс 1 конец ар­гу­мен­та конец дроби = ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: 2 конец ар­гу­мен­та рав­но­силь­но 16a в квад­ра­те минус 16a плюс 4=2a в квад­ра­те плюс 2 рав­но­силь­но 8a в квад­ра­те минус 8a плюс 1=0 рав­но­силь­но a= дробь: чис­ли­тель: 2 минус ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: 2 конец ар­гу­мен­та , зна­ме­на­тель: 4 конец дроби

(вто­рой ка­са­тель­ной нет, она ка­са­ет­ся не­на­ри­со­ван­ной части окруж­но­сти). По­сколь­ку

 0 мень­ше дробь: чис­ли­тель: 2 минус ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: 2 конец ар­гу­мен­та , зна­ме­на­тель: 4 конец дроби мень­ше дробь: чис­ли­тель: 0,6, зна­ме­на­тель: 4 конец дроби мень­ше 0,2 мень­ше 2 минус ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: 3 конец ар­гу­мен­та мень­ше 0,3 мень­ше дробь: чис­ли­тель: 1, зна­ме­на­тель: 3 конец дроби мень­ше дробь: чис­ли­тель: 3, зна­ме­на­тель: 5 конец дроби ,

то при про­кру­чи­ва­нии пря­мой во­круг нашей точки от го­ри­зон­таль­но­го со­сто­я­ния пря­мая сна­ча­ла кос­нет­ся вто­рой дуги, потом пер­вой дуги (и будет три ре­ше­ния, а до этого два), потом прой­дет через точку  левая круг­лая скоб­ка 0; 2 пра­вая круг­лая скоб­ка (и будет три ре­ше­ния, а до этого че­ты­ре), а потом через точку  левая круг­лая скоб­ка минус 2; 0 пра­вая круг­лая скоб­ка и будет два ре­ше­ния (и до этого тоже 2). Затем она будет до  a=1 пе­ре­се­кать первую и тре­тью дуги по од­но­му разу. На­ко­нец при  a=1 до­ба­вит­ся еще одна точка  — на­ча­ло ко­ор­ди­нат.

 

Ответ:  левая фи­гур­ная скоб­ка 2 минус ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: 3 конец ар­гу­мен­та ; дробь: чис­ли­тель: 1, зна­ме­на­тель: 3 конец дроби ; 1; 3; 2 плюс ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: 3 конец ар­гу­мен­та пра­вая фи­гур­ная скоб­ка (в ответ до­бав­ле­ны числа вида  дробь: чис­ли­тель: 1, зна­ме­на­тель: a конец дроби для уже по­лу­чен­ных от­ве­тов).

Спрятать критерии
Критерии проверки:

Кри­те­рии оце­ни­ва­ния вы­пол­не­ния за­да­нияБаллы
Обос­но­ван­но по­лу­чен пра­виль­ный ответ.4
По­лу­чен вер­ный ответ. Ре­ше­ние в целом вер­ное. Обос­но­ва­но най­де­ны оба про­ме­жут­ка зна­че­ний па­ра­мет­ра из от­ве­та к за­да­че, при этом воз­мож­ны не­точ­но­сти с (не)вклю­че­ни­ем кон­цов и(или) вы­чис­ли­тель­ная по­греш­ность.3
Обос­но­ва­но най­ден хотя бы один про­ме­жу­ток зна­че­ний па­ра­мет­ра из от­ве­та к за­да­че, при этом воз­мож­ны не­точ­но­сти с (не)вклю­че­ни­ем кон­цов и(или) вы­чис­ли­тель­ная по­греш­ность.2
Ре­ше­ние со­дер­жит:

− или вер­ное опи­са­ние рас­по­ло­же­ния двух лучей и пря­мой из усло­вия за­да­чи;

− или вер­ное по­лу­че­ние квад­рат­но­го урав­не­ния с па­ра­мет­ром a от­но­си­тель­но одной из пе­ре­мен­ных.

1
Ре­ше­ние не со­от­вет­ству­ет ни од­но­му из кри­те­ри­ев, пе­ре­чис­лен­ных выше.0
Мак­си­маль­ный балл4
Источник: А. Ларин: Тре­ни­ро­воч­ный ва­ри­ант № 175
Классификатор алгебры: Не­ра­вен­ства с па­ра­мет­ром