Задания
Версия для печати и копирования в MS Word
Тип Д15 C4 № 521098
i

К окруж­но­сти, впи­сан­ной в квад­рат АВСD, про­ве­де­на ка­са­тель­ная, пе­ре­се­ка­ю­щая сто­ро­ны АВ и АD в точ­ках М и Р со­от­вет­ствен­но.

а)  До­ка­жи­те, что пе­ри­метр тре­уголь­ни­ка АМР равен сто­ро­не квад­ра­та.

б)  Пря­мая МР пе­ре­се­ка­ет пря­мую СD в точке К. Пря­мая, про­хо­дя­щая через точку К и центр окруж­но­сти, пре­се­ка­ет пря­мую АВ в точке Е. Най­ди­те от­но­ше­ние BE:BM, если AM:MB=1:3.

Спрятать решение

Ре­ше­ние.

а)  Пусть пря­мая ка­са­ет­ся окруж­но­сти в точке T, а окруж­ность ка­са­ет­ся сто­рон AB и AD в точ­ках Y и X со­от­вет­ствен­но. Тогда

P_APM=AP плюс AM плюс PM=AP плюс AM плюс PT плюс TM=
=AP плюс AM плюс PX плюс MY=AX плюс AY= дробь: чис­ли­тель: 1, зна­ме­на­тель: 2 конец дроби AD плюс дробь: чис­ли­тель: 1, зна­ме­на­тель: 2 конец дроби AB=AB.

б)  Пусть сто­ро­на квад­ра­та равна  4a, тогда  AM=a. Пусть  AP=x, тогда по пунк­ту а)  PM=3a минус x. По тео­ре­ме Пи­фа­го­ра

a в квад­ра­те плюс x в квад­ра­те = левая круг­лая скоб­ка 3a минус x пра­вая круг­лая скоб­ка в квад­ра­те рав­но­силь­но 8a в квад­ра­те минус 6ax=0 рав­но­силь­но x= дробь: чис­ли­тель: 4, зна­ме­на­тель: 3 конец дроби a.

Тре­уголь­ни­ки  MAP и  KDP по­доб­ны по двум углам с ко­эф­фи­ци­ен­том

 дробь: чис­ли­тель: AP, зна­ме­на­тель: PD конец дроби = дробь: чис­ли­тель: дробь: чис­ли­тель: 4, зна­ме­на­тель: 3 конец дроби a, зна­ме­на­тель: 4a минус дробь: чис­ли­тель: 4, зна­ме­на­тель: 3 конец дроби a конец дроби = дробь: чис­ли­тель: 1, зна­ме­на­тель: 2 конец дроби ,

по­это­му  DK=2 умно­жить на AM=2a. Четырёхуголь­ник KDEB  — па­рал­ле­ло­грамм, по­сколь­ку его диа­го­на­ли де­лят­ся точ­кой пе­ре­се­че­ния по­по­лам, зна­чит, BE=2a. Тогда  BE:BM=2a: левая круг­лая скоб­ка 4a минус a пра­вая круг­лая скоб­ка =2:3.

 

Ответ: б) 2:3.

Спрятать критерии
Критерии проверки:

Кри­те­рии оце­ни­ва­ния вы­пол­не­ния за­да­нияБаллы
Име­ет­ся вер­ное до­ка­за­тель­ство утвер­жде­ния пунк­та а и обос­но­ван­но по­лу­чен вер­ный ответ в пунк­те б.3
По­лу­чен обос­но­ван­ный ответ в пунк­те б.

ИЛИ

Име­ет­ся вер­ное до­ка­за­тель­ство утвер­жде­ния пунк­та а и при обос­но­ван­ном ре­ше­нии пунк­та б по­лу­чен не­вер­ный ответ из-за ариф­ме­ти­че­ской ошиб­ки.

2
Име­ет­ся вер­ное до­ка­за­тель­ство утвер­жде­ния пунк­та а.

ИЛИ

При обос­но­ван­ном ре­ше­нии пунк­та б по­лу­чен не­вер­ный ответ из-за ариф­ме­ти­че­ской ошиб­ки.

ИЛИ

Обос­но­ван­но по­лу­чен вер­ный ответ в пунк­те б и ис­поль­зо­ва­ни­ем утвер­жде­ния пунк­та а, при этом пункт а не вы­пол­нен.

1
Ре­ше­ние не со­от­вет­ству­ет ни од­но­му из кри­те­ри­ев, пе­ре­чис­лен­ных выше.0
Мак­си­маль­ный балл3
Источник: А. Ларин: Тре­ни­ро­воч­ный ва­ри­ант № 175
Классификатор планиметрии: По­до­бие, Тре­уголь­ни­ки