Задания
Версия для печати и копирования в MS Word
Тип 19 № 520874
i

В шко­лах № 1 и № 2 уча­щи­е­ся пи­са­ли тест. Из каж­дой школы тест пи­са­ли по край­ней мере два уча­щих­ся. Каж­дый уча­щий­ся, пи­сав­ший тест, на­брал на­ту­раль­ное ко­ли­че­ство бал­лов. Ока­за­лось, что в каж­дой школе сред­ний балл был целым чис­лом. В пер­вой школе он со­ста­вил 54 балла. После этого один из уча­щих­ся, пи­сав­ших тест, пе­ре­шел из школы № 1 в школу № 2, при этом сред­ние баллы за тест уве­ли­чи­лись на 12.5% в обеих шко­лах.

a)  Сколь­ко уче­ни­ков, пи­сав­ших тест, могло быть в пер­вой школе?

б)  Какой мак­си­маль­ный балл мог быть у уча­ще­го­ся из пер­вой школы?

в)  Какой ми­ни­маль­ный сред­ний балл мог быть у уча­щих­ся во вто­рой школе?

Спрятать решение

Ре­ше­ние.

а)  За­ме­тим, что уве­ли­чить число на 12,5% это тоже самое, что умно­жить его на  дробь: чис­ли­тель: 9, зна­ме­на­тель: 8 конец дроби .

Пусть в пер­вой школе пи­са­ли тест n че­ло­век, и уча­щий­ся, пе­ре­шед­ший потом во вто­рую школу, на­брал a бал­лов. Тогда из усло­вия по­лу­ча­ет­ся урав­не­ние:  дробь: чис­ли­тель: 54n минус a, зна­ме­на­тель: n минус 1 конец дроби =54 умно­жить на дробь: чис­ли­тель: 9, зна­ме­на­тель: 8 конец дроби . Решая это урав­не­ние от­но­си­тель­но n, по­лу­ча­ем: n=9 минус дробь: чис­ли­тель: 4a, зна­ме­на­тель: 27 конец дроби . Зна­чит, n мень­ше 9. За­ме­тим так же, что сред­нее ариф­ме­ти­че­ское бал­лов после пе­ре­хо­да уче­ни­ка равно  дробь: чис­ли­тель: 243, зна­ме­на­тель: 4 конец дроби , зна­чит, n минус 1 де­лит­ся на 4. Двум по­след­ним усло­ви­ям удо­вле­тво­ря­ет толь­ко число 5.

б)  Из пунк­та a) по­лу­ча­ем, что че­ты­ре остав­ших­ся в пер­вой школе уче­ни­ка сум­мар­но на­бра­ли 243 балла. Трое из них не могут на­брать сум­мар­но мень­ше, чем 3 балла. Зна­чит, мак­си­маль­ный балл у чет­вер­то­го уча­ще­го­ся равен 240.

Уче­ник же, пе­ре­шед­ший во вто­рую школу, на­брал 54 умно­жить на 5 минус 243=27 бал­лов.

в)  Ясно, что сред­нее ариф­ме­ти­че­ское бал­лов не может быть мень­ше, чем еди­ни­ца. При­ве­дем при­мер, когда он равен 1. Пусть тест до пе­ре­хо­да пи­са­ли m детей. Тогда из усло­вия по­лу­ча­ет­ся урав­не­ние:  дробь: чис­ли­тель: m плюс 27, зна­ме­на­тель: m плюс 1 конец дроби = дробь: чис­ли­тель: 9, зна­ме­на­тель: 8 конец дроби рав­но­силь­но 9 левая круг­лая скоб­ка m плюс 1 пра­вая круг­лая скоб­ка =8 левая круг­лая скоб­ка m плюс 27 пра­вая круг­лая скоб­ка рав­но­силь­но m=207. Зна­чит, во вто­рой школе могло быть 207 пи­сав­ших тест детей, каж­дый из ко­то­рых по­лу­чил 1 балл.

 

Ответ: а)  5; б)  240; в)  1.

Спрятать критерии
Критерии проверки:

Кри­те­рии оце­ни­ва­ния вы­пол­не­ния за­да­нияБаллы
Верно по­лу­че­ны все пе­ре­чис­лен­ные (см. кри­те­рий на 1 балл) ре­зуль­та­ты.4
Верно по­лу­че­ны три из пе­ре­чис­лен­ных (см. кри­те­рий на 1 балл) ре­зуль­та­тов.3
Верно по­лу­че­ны два из пе­ре­чис­лен­ных (см. кри­те­рий на 1 балл) ре­зуль­та­тов.2
Верно по­лу­чен один из сле­ду­ю­щий ре­зуль­та­тов:

―  при­мер в пунк­те а;

―  обос­но­ван­ное ре­ше­ние пунк­та б;

―  ис­ко­мая оцен­ка в пунк­те в;

―  при­мер в пунк­те в, обес­пе­чи­ва­ю­щий точ­ность преды­ду­щей оцен­ки.

1
Ре­ше­ние не со­от­вет­ству­ет ни од­но­му из кри­те­ри­ев, пе­ре­чис­лен­ных выше.0
Мак­си­маль­ный балл4
Источники:
Классификатор алгебры: Числа и их свой­ства