Задания
Версия для печати и копирования в MS Word
Тип 14 № 520659
i

На окруж­но­сти ос­но­ва­ния ко­ну­са с вер­ши­ной S от­ме­че­ны точки A, B и C так, что AB = BC. Ме­ди­а­на AM тре­уголь­ни­ка ACS пе­ре­се­ка­ет вы­со­ту ко­ну­са.

а)  Точка N  — се­ре­ди­на от­рез­ка AC. До­ка­жи­те, что угол MNB пря­мой.

б)  Най­ди­те угол между пря­мы­ми AM и SB, если AS  =  2, AC= ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: 6 конец ар­гу­мен­та .

Спрятать решение

Ре­ше­ние.

а)  По­сколь­ку ме­ди­а­на AM тре­уголь­ни­ка ACS пе­ре­се­ка­ет вы­со­ту ко­ну­са, плос­кость ACS со­дер­жит вы­со­ту ко­ну­са. Зна­чит, AC  — диа­метр ос­но­ва­ния ко­ну­са и SN  — его вы­со­та.

Ме­ди­а­на BN тре­уголь­ни­ка ABC пер­пен­ди­ку­ляр­на пря­мой AC. Также от­ре­зок BN пер­пен­ди­ку­ля­рен вы­со­те ко­ну­са SN как ра­ди­ус ос­но­ва­ния. Сле­до­ва­тель­но, пря­мая BN пер­пен­ди­ку­ляр­на плос­ко­сти ACS, а зна­чит, угол MNB пря­мой.

б)  Пусть K  — се­ре­ди­на от­рез­ка BC, AS  =  2, AC= ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: 6 конец ар­гу­мен­та . Тогда ис­ко­мый угол будет равен углу AMK, по­сколь­ку сред­няя линия MK тре­уголь­ни­ка BCS па­рал­лель­на пря­мой SB; MK= дробь: чис­ли­тель: SB, зна­ме­на­тель: 2 конец дроби =1.

Най­дем ме­ди­а­ну AM тре­уголь­ни­ка ACS:

 AM = дробь: чис­ли­тель: ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: 2AS в квад­ра­те плюс 2AC в квад­ра­те минус SC в квад­ра­те конец ар­гу­мен­та , зна­ме­на­тель: 2 конец дроби = дробь: чис­ли­тель: ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: AS в квад­ра­те плюс 2AC в квад­ра­те конец ар­гу­мен­та , зна­ме­на­тель: 2 конец дроби =2.

В пря­мо­уголь­ном тре­уголь­ни­ке ABC имеем:

AB= ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: 3 конец ар­гу­мен­та , BK= дробь: чис­ли­тель: ко­рень из 3 , зна­ме­на­тель: 2 конец дроби , AK= ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: AB в квад­ра­те плюс BK в квад­ра­те конец ар­гу­мен­та = дробь: чис­ли­тель: ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: 15 конец ар­гу­мен­та , зна­ме­на­тель: 2 конец дроби .

При­ме­ним те­перь тео­ре­му ко­си­ну­сов к тре­уголь­ни­ку AMK, по­лу­ча­ем:

 ко­си­нус \angle AMK= дробь: чис­ли­тель: AM в квад­ра­те плюс MK в квад­ра­те минус AK в квад­ра­те , зна­ме­на­тель: 2AM умно­жить на MK конец дроби = дробь: чис­ли­тель: 5, зна­ме­на­тель: 16 конец дроби ,

от­ку­да \angle AMK= арк­ко­си­нус дробь: чис­ли­тель: 5, зна­ме­на­тель: 16 конец дроби .

 

Ответ: б)  арк­ко­си­нус дробь: чис­ли­тель: 5, зна­ме­на­тель: 16 конец дроби .

 

При­ве­дем ре­ше­ние Ва­лен­ти­на Ев­ста­фье­ва (Санкт-⁠Пе­тер­бург).

Ось ко­ну­са пе­ре­се­ка­ет пря­мую AM, зна­чит, лежит в плос­ко­сти AMC. Пря­мая BN  — ме­ди­а­на рав­но­бед­рен­но­го тре­уголь­ни­ка, зна­чит, она пер­пен­ди­ку­ляр­на пря­мой AC. Тогда модно вве­сти пря­мо­уголь­ную си­сте­му ко­ор­ди­нат, как по­ка­за­но на ри­сун­ке.

а)  Век­тор \overrightarrowN B па­рал­ле­лен век­то­ру \veci, зна­чит, \overrightarrowN B = левая круг­лая скоб­ка x_1; 0; 0 пра­вая круг­лая скоб­ка . Тогда от­ре­зок NM лежит в плос­ко­сти yNz и \overrightarrowN M = левая круг­лая скоб­ка 0; y_2; z_2 пра­вая круг­лая скоб­ка . Тогда ска­ляр­ное про­из­ве­де­ние этих век­то­ров равно нулю. По­сколь­ку эти век­то­ры не­ну­ле­вые, они вза­им­но пер­пен­ди­ку­ляр­ны.

б)  Опре­де­лим ко­ор­ди­на­ты не­об­хо­ди­мых точек. Сна­ча­ла вы­чис­лим длину от­рез­ка SN по тео­ре­ме Пи­фа­го­ра из тре­уголь­ни­ка ASN: S N= дробь: чис­ли­тель: ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: 10 конец ар­гу­мен­та , зна­ме­на­тель: 2 конец дроби . Тогда

A левая круг­лая скоб­ка 0; минус дробь: чис­ли­тель: ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: 6 конец ар­гу­мен­та , зна­ме­на­тель: 2 конец дроби ; 0 пра­вая круг­лая скоб­ка ;  M левая круг­лая скоб­ка 0; дробь: чис­ли­тель: ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: 6 конец ар­гу­мен­та , зна­ме­на­тель: 4 конец дроби ; дробь: чис­ли­тель: ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: 10 конец ар­гу­мен­та , зна­ме­на­тель: 4 конец дроби пра­вая круг­лая скоб­ка ;  B левая круг­лая скоб­ка минус дробь: чис­ли­тель: ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: 6 конец ар­гу­мен­та , зна­ме­на­тель: 2 конец дроби ; 0; 0 пра­вая круг­лая скоб­ка ;  S левая круг­лая скоб­ка 0; 0; дробь: чис­ли­тель: ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: 10 конец ар­гу­мен­та , зна­ме­на­тель: 2 конец дроби пра­вая круг­лая скоб­ка .

Най­дем век­то­ры:

\overrightarrowA M = левая круг­лая скоб­ка 0; дробь: чис­ли­тель: 3 ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: 6 конец ар­гу­мен­та , зна­ме­на­тель: 4 конец дроби ; дробь: чис­ли­тель: ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: 10 конец ар­гу­мен­та , зна­ме­на­тель: 4 конец дроби пра­вая круг­лая скоб­ка ,

\overrightarrowB S = левая круг­лая скоб­ка дробь: чис­ли­тель: ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: 6 конец ар­гу­мен­та , зна­ме­на­тель: 2 конец дроби ; 0; дробь: чис­ли­тель: ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: 10 конец ар­гу­мен­та , зна­ме­на­тель: 2 конец дроби пра­вая круг­лая скоб­ка .

За­ме­тим, что BS  =  AS  =  2. Сле­до­ва­тель­но,

|\overrightarrowA M| в квад­ра­те =0 в квад­ра­те плюс левая круг­лая скоб­ка дробь: чис­ли­тель: 3 ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: 6 конец ар­гу­мен­та , зна­ме­на­тель: 4 конец дроби пра­вая круг­лая скоб­ка в квад­ра­те плюс левая круг­лая скоб­ка дробь: чис­ли­тель: ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: 10 конец ар­гу­мен­та , зна­ме­на­тель: 4 конец дроби пра­вая круг­лая скоб­ка в квад­ра­те = дробь: чис­ли­тель: 64, зна­ме­на­тель: 16 конец дроби =4,

от­ку­да AM  =  2. Най­дем ска­ляр­ное про­из­ве­де­ние:

\overrightarrowA M умно­жить на \overrightarrowB S=0 плюс 0 плюс дробь: чис­ли­тель: 10, зна­ме­на­тель: 8 конец дроби = дробь: чис­ли­тель: 5, зна­ме­на­тель: 4 конец дроби умно­жить на ко­си­нус левая круг­лая скоб­ка \overrightarrowA M \wedge \overrightarrowB S пра­вая круг­лая скоб­ка = дробь: чис­ли­тель: 5, зна­ме­на­тель: 4 конец дроби : левая круг­лая скоб­ка 2 умно­жить на 2 пра­вая круг­лая скоб­ка = дробь: чис­ли­тель: 5, зна­ме­на­тель: 16 конец дроби .

Таким об­ра­зом, ис­ко­мый угол равен  арк­ко­си­нус дробь: чис­ли­тель: 5, зна­ме­на­тель: 16 конец дроби .

Спрятать критерии
Критерии проверки:

Кри­те­рии оце­ни­ва­ния вы­пол­не­ния за­да­нияБаллы
Име­ет­ся вер­ное до­ка­за­тель­ство утвер­жде­ния пунк­та a) и обос­но­ван­но по­лу­чен вер­ный ответ в пунк­те б)3
По­лу­чен обос­но­ван­ный ответ в пунк­те б)

ИЛИ

име­ет­ся вер­ное до­ка­за­тель­ство утвер­жде­ния пунк­та а) и при обос­но­ван­ном ре­ше­нии пунк­та б) по­лу­чен не­вер­ный ответ из-за ариф­ме­ти­че­ской ошиб­ки

2
Име­ет­ся вер­ное до­ка­за­тель­ство утвер­жде­ния пунк­та а)

ИЛИ

при обос­но­ван­ном ре­ше­нии пунк­та б) по­лу­чен не­вер­ный ответ из-за ариф­ме­ти­че­ской ошиб­ки,

ИЛИ

обос­но­ван­но по­лу­чен вер­ный ответ в пунк­те б) с ис­поль­зо­ва­ни­ем утвер­жде­ния пунк­та а), при этом пункт а) не вы­пол­нен

1
Ре­ше­ние не со­от­вет­ству­ет ни од­но­му из кри­те­ри­ев, при­ведённых выше0
Мак­си­маль­ный балл3

Аналоги к заданию № 520659: 520700 Все

Методы геометрии: Тео­ре­ма о трёх пер­пен­ди­ку­ля­рах
Классификатор стереометрии: Де­ле­ние от­рез­ка, Конус, Угол между пря­мы­ми