Задания
Версия для печати и копирования в MS Word
Тип 18 № 519545
i

Най­ди­те все такие зна­че­ния па­ра­мет­ра a, при каж­дом из ко­то­рых урав­не­ние 3 синус x= ко­си­нус x плюс a имеет един­ствен­ное ре­ше­ние на от­рез­ке  левая квад­рат­ная скоб­ка дробь: чис­ли­тель: Пи , зна­ме­на­тель: 6 конец дроби ; дробь: чис­ли­тель: 5 Пи , зна­ме­на­тель: 6 конец дроби пра­вая квад­рат­ная скоб­ка .

Спрятать решение

Ре­ше­ние.

По­ло­жим  синус x=z,  ко­си­нус x=t и рас­смот­рим функ­цию z левая круг­лая скоб­ка t пра­вая круг­лая скоб­ка = дробь: чис­ли­тель: t, зна­ме­на­тель: 3 конец дроби плюс дробь: чис­ли­тель: a, зна­ме­на­тель: 3 конец дроби . Урав­не­ние 3 синус x= ко­си­нус x плюс a имеет един­ствен­ное ре­ше­ние на от­рез­ке  левая квад­рат­ная скоб­ка дробь: чис­ли­тель: Пи , зна­ме­на­тель: 6 конец дроби ; дробь: чис­ли­тель: 5 Пи , зна­ме­на­тель: 6 конец дроби пра­вая квад­рат­ная скоб­ка тогда и толь­ко тогда, когда пря­мая z= дробь: чис­ли­тель: t, зна­ме­на­тель: 3 конец дроби плюс дробь: чис­ли­тель: a, зна­ме­на­тель: 3 конец дроби имеет с дугой AB окруж­но­сти t в квад­ра­те плюс z в квад­ра­те =1 ровно одну общую точку, т. е., при a_1 мень­ше или равно a мень­ше a_2 и при a=a_3 (см. рис.). Зна­че­ния a1 и a2 на­хо­дим, под­став­ляя ко­ор­ди­на­ты точек B левая круг­лая скоб­ка дробь: чис­ли­тель: ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: 3 конец ар­гу­мен­та , зна­ме­на­тель: 2 конец дроби ; дробь: чис­ли­тель: 1, зна­ме­на­тель: 2 конец дроби пра­вая круг­лая скоб­ка и A левая круг­лая скоб­ка минус дробь: чис­ли­тель: ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: 3 конец ар­гу­мен­та , зна­ме­на­тель: 2 конец дроби ; дробь: чис­ли­тель: 1, зна­ме­на­тель: 2 конец дроби пра­вая круг­лая скоб­ка в урав­не­ния z= дробь: чис­ли­тель: t, зна­ме­на­тель: 3 конец дроби плюс дробь: чис­ли­тель: a_1, зна­ме­на­тель: 3 конец дроби и z= дробь: чис­ли­тель: t, зна­ме­на­тель: 3 конец дроби плюс дробь: чис­ли­тель: a_2, зна­ме­на­тель: 3 конец дроби со­от­вет­ствен­но:

 дробь: чис­ли­тель: 1, зна­ме­на­тель: 2 конец дроби = дробь: чис­ли­тель: ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: 3 конец ар­гу­мен­та , зна­ме­на­тель: 2 умно­жить на 3 конец дроби плюс дробь: чис­ли­тель: a_1, зна­ме­на­тель: 3 конец дроби , от­ку­да a_1= дробь: чис­ли­тель: 3 минус ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: 3 конец ар­гу­мен­та , зна­ме­на­тель: 2 конец дроби ;

 дробь: чис­ли­тель: 1, зна­ме­на­тель: 2 конец дроби = минус дробь: чис­ли­тель: ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: 3 конец ар­гу­мен­та , зна­ме­на­тель: 2 умно­жить на 3 конец дроби плюс дробь: чис­ли­тель: a_2, зна­ме­на­тель: 3 конец дроби , от­ку­да a_2= дробь: чис­ли­тель: 3 плюс ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: 3 конец ар­гу­мен­та , зна­ме­на­тель: 2 конец дроби .

 

Зна­че­ние a3 ― по­ло­жи­тель­ное зна­че­ние a, при ко­то­ром си­сте­ма урав­не­ний z= дробь: чис­ли­тель: t, зна­ме­на­тель: 3 конец дроби плюс дробь: чис­ли­тель: a, зна­ме­на­тель: 3 конец дроби и t в квад­ра­те плюс z в квад­ра­те =1 един­ствен­ное ре­ше­ние. Под­став­ляя z= дробь: чис­ли­тель: t, зна­ме­на­тель: 3 конец дроби плюс дробь: чис­ли­тель: a_3, зна­ме­на­тель: 3 конец дроби в урав­не­ние t в квад­ра­те плюс z в квад­ра­те =1, по­лу­ча­ем квад­рат­ное урав­не­ние 10t в квад­ра­те минус 2a_3t плюс левая круг­лая скоб­ка a_3 в квад­ра­те минус 9 пра­вая круг­лая скоб­ка =0, дис­кри­ми­нант ко­то­ро­го дол­жен рав­нять­ся нулю.

Имеем:  дробь: чис­ли­тель: D, зна­ме­на­тель: 4 конец дроби = a_3 в квад­ра­те минус 10 левая круг­лая скоб­ка a_3 в квад­ра­те минус 9 пра­вая круг­лая скоб­ка =90 минус 9a_3 в квад­ра­те ; 10 минус a_3 в квад­ра­те =0. Учи­ты­вая усло­вие a_3 боль­ше 0, окон­ча­тель­но по­лу­ча­ем a_3= ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: 10 конец ар­гу­мен­та .

 

Ответ:  дробь: чис­ли­тель: 3 минус ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: 3 конец ар­гу­мен­та , зна­ме­на­тель: 2 конец дроби мень­ше или равно a мень­ше дробь: чис­ли­тель: 3 плюс ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: 3 конец ар­гу­мен­та , зна­ме­на­тель: 2 конец дроби , a= ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: 10 конец ар­гу­мен­та .

Спрятать критерии
Критерии проверки:

Кри­те­рии оце­ни­ва­ния вы­пол­не­ния за­да­нияБаллы
Обос­но­ван­но по­лу­чен пра­виль­ный ответ.4
Обос­но­ва­но по­лу­чен ответ, от­ли­ча­ю­щий­ся от вер­но­го толь­ко ис­клю­че­ни­ем и/или вклю­че­ни­ем гра­нич­ных точек

ИЛИ

ответ не­ве­рен вслед­ствие одной ариф­ме­ти­че­ской ошиб­ки (опис­ки), не по­вли­яв­шей на ход ре­ше­ния и не упро­стив­шей за­да­чу.

3
С по­мо­щью вер­но­го рас­суж­де­ния по­лу­че­ны ис­ко­мые зна­че­ния a, не­вер­ные из-за не­вер­ной оцен­ки кон­цов про­ме­жут­ков

ИЛИ

по­те­рян слу­чай ка­са­ния.

2
За­да­ча све­де­на к ис­сле­до­ва­нию вза­им­но­го рас­по­ло­же­ния гра­фи­ков урав­не­ний \ левая квад­рат­ная скоб­ка z= минус \tfract2 плюс \tfraca2\ пра­вая квад­рат­ная скоб­ка и \ левая квад­рат­ная скоб­ка t в квад­ра­те плюс z в квад­ра­те =1\ пра­вая квад­рат­ная скоб­ка , но даль­ней­шие рас­суж­де­ния не­вер­ны или от­сут­ству­ют.1
Ре­ше­ние не со­от­вет­ству­ет ни од­но­му из кри­те­ри­ев, пе­ре­чис­лен­ных выше.0
Мак­си­маль­ный балл4

Аналоги к заданию № 519519: 519545 Все

Источник: Проб­ный ЕГЭ по ма­те­ма­ти­ке, Санкт-Пе­тер­бург, 04.03.2018. Ва­ри­ант 2
Классификатор алгебры: Урав­не­ние окруж­но­сти, Ком­би­на­ция «кри­вых»
Методы алгебры: Ис­поль­зо­ва­ние сим­мет­рий, оце­нок, мо­но­тон­но­сти