Задания
Версия для печати и копирования в MS Word

Пя­ти­уголь­ник ABCDE впи­сан в окруж­ность. Из вер­ши­ны A опу­ще­ны пер­пен­ди­ку­ля­ры AF, AH, AP и AQ на пря­мые DE, BE, CD и BC со­от­вет­ствен­но.

а)  До­ка­жи­те, что \angle FAH=\angle PAQ.

б)  Най­ди­те AH, если AF=a,AP=b и AQ=c.

Спрятать решение

Ре­ше­ние.

а)  Будем пока счи­тать, что F и Q лежат на про­дол­же­ни­ях DE и CB со­от­вет­ствен­но а осталь­ные точки  — на от­рез­ках. Тогда че­ты­рех­уголь­ни­ки FEHA и APCQ впи­сан­ные (имеют по два про­ти­во­по­лож­ных пря­мых угла), от­ку­да

\angle FAH=180 гра­ду­сов минус \angle FEH=\angle DEB=180 гра­ду­сов минус \angle DCB=\angle PAQ,

что и тре­бо­ва­лось.

Пусть те­перь Q лежит на про­дол­же­нии CB, а осталь­ные точки  — на от­рез­ках. Тогда че­ты­рех­уголь­ни­ки FEHA и APCQ впи­сан­ные (имеют два про­ти­во­по­лож­ных пря­мых угла и два рав­ных пря­мых угла между сто­ро­ной и диа­го­на­лью пер­вый), от­ку­да \angle FAH=\angle FEH=180 гра­ду­сов минус \angle DCB=\angle PAQ, что и тре­бо­ва­лось.

Ана­ло­гич­но раз­би­ра­ют­ся осталь­ные слу­чаи рас­по­ло­же­ния точек.

б)  Углы QCA и HEA равны как впи­сан­ные углы, опи­ра­ю­щи­е­ся на одну дугу AB, по­это­му пря­мо­уголь­ные тре­уголь­ни­ки CQA и AHE по­доб­ны. Углы AEF и ACP равны, по­сколь­ку оба они в сумме с углом AED дают 180°. Сле­до­ва­тель­но, по­доб­ны пря­мо­уголь­ные тре­уголь­ни­ки AFE и APC. Тогда верны про­пор­ции  дробь: чис­ли­тель: AQ, зна­ме­на­тель: AC конец дроби = дробь: чис­ли­тель: AH, зна­ме­на­тель: AE конец дроби и  дробь: чис­ли­тель: AP, зна­ме­на­тель: AC конец дроби = дробь: чис­ли­тель: AF, зна­ме­на­тель: AE конец дроби . Раз­де­лим первую на вто­рую, по­лу­чим  дробь: чис­ли­тель: c, зна­ме­на­тель: b конец дроби = дробь: чис­ли­тель: AH, зна­ме­на­тель: a конец дроби , от­ку­да AH = дробь: чис­ли­тель: ac, зна­ме­на­тель: b конец дроби .

 

Ответ:  дробь: чис­ли­тель: ac, зна­ме­на­тель: b конец дроби .

Спрятать критерии
Критерии проверки:

Кри­те­рии оце­ни­ва­ния вы­пол­не­ния за­да­нияБаллы
Име­ет­ся вер­ное до­ка­за­тель­ство утвер­жде­ния пунк­та a) и обос­но­ван­но по­лу­чен вер­ный ответ в пунк­те б)3
По­лу­чен обос­но­ван­ный ответ в пунк­те б)

ИЛИ

име­ет­ся вер­ное до­ка­за­тель­ство утвер­жде­ния пунк­та а) и при обос­но­ван­ном ре­ше­нии пунк­та б) по­лу­чен не­вер­ный ответ из-за ариф­ме­ти­че­ской ошиб­ки

2
Име­ет­ся вер­ное до­ка­за­тель­ство утвер­жде­ния пунк­та а)

ИЛИ

при обос­но­ван­ном ре­ше­нии пунк­та б) по­лу­чен не­вер­ный ответ из-за ариф­ме­ти­че­ской ошиб­ки,

ИЛИ

обос­но­ван­но по­лу­чен вер­ный ответ в пунк­те б) с ис­поль­зо­ва­ни­ем утвер­жде­ния пунк­та а), при этом пункт а) не вы­пол­нен

1
Ре­ше­ние не со­от­вет­ству­ет ни од­но­му из кри­те­ри­ев, при­ведённых выше0
Мак­си­маль­ный балл3
Источник: Ти­по­вые те­сто­вые за­да­ния по ма­те­ма­ти­ке под ре­дак­ци­ей И. В. Ящен­ко 2017. Ва­ри­ант 6. (Часть 2)
Методы геометрии: Углы в окруж­но­стях {центр., впис., опи­ра­ю­щи­е­ся на одну дугу}
Классификатор планиметрии: Мно­го­уголь­ни­ки и их свой­ства, По­до­бие