Задания
Версия для печати и копирования в MS Word

В пра­виль­ной четырёхуголь­ной пи­ра­ми­де SABCD с вер­ши­ной S сто­ро­на ос­но­ва­ния равна 4. Точка L  — се­ре­ди­на ребра SC. Тан­генс угла между пря­мы­ми BL и SA равен  дробь: чис­ли­тель: 2 ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: 34 конец ар­гу­мен­та , зна­ме­на­тель: 17 конец дроби .

а)  Пусть O  — центр ос­но­ва­ния пи­ра­ми­ды. До­ка­жи­те, что пря­мые BO и LO пер­пен­ди­ку­ляр­ны.

б)  Най­ди­те пло­щадь по­верх­но­сти пи­ра­ми­ды.

Спрятать решение

Ре­ше­ние.

а)  Оче­вид­но, про­ек­ция L на плос­кость ABCD лежит на AC, по­это­му про­ек­ция OL на плос­кость ос­но­ва­ния пи­ра­ми­ды сов­па­да­ет со вто­рой диа­го­на­лью (AC) и пер­пен­ди­ку­ляр­на OB, тогда по тео­ре­ме о трех пер­пен­ди­ку­ля­рах и OL\perp OB.

б)  Вве­дем ко­ор­ди­на­ты с на­ча­лом в точке A и осями, на­прав­лен­ны­ми по реб­рам AD, AB и па­рал­лель­но вы­со­те SO (обо­зна­чим ее длину за 2a). Тогда ко­ор­ди­на­ты точек будут A левая круг­лая скоб­ка 0;0;0 пра­вая круг­лая скоб­ка ,C левая круг­лая скоб­ка 4;4;0 пра­вая круг­лая скоб­ка ,B левая круг­лая скоб­ка 0;4;0 пра­вая круг­лая скоб­ка ,S левая круг­лая скоб­ка 2;2;2a пра­вая круг­лая скоб­ка ,L левая круг­лая скоб­ка 3;3;a пра­вая круг­лая скоб­ка ; \overlineBL= левая фи­гур­ная скоб­ка 3; минус 1;a пра­вая фи­гур­ная скоб­ка и \overlineSA= левая фи­гур­ная скоб­ка 2;2;2a пра­вая фи­гур­ная скоб­ка . Най­дем угол между ними по фор­му­ле

 ко­си­нус альфа = дробь: чис­ли­тель: 3 умно­жить на 2 минус 1 умно­жить на 2 плюс a умно­жить на 2a, зна­ме­на­тель: ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: 9 плюс 1 плюс a в квад­ра­те конец ар­гу­мен­та ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: 4 плюс 4 плюс 4a в квад­ра­те конец ар­гу­мен­та конец дроби .

По усло­вию, этот же ко­си­нус равен  дробь: чис­ли­тель: ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: 17 конец ар­гу­мен­та , зна­ме­на­тель: 5 конец дроби с точ­но­стью до знака.

Ре­ша­ем урав­не­ние

 дробь: чис­ли­тель: 2 плюс a в квад­ра­те , зна­ме­на­тель: ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: 10 плюс a в квад­ра­те конец ар­гу­мен­та ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: 2 плюс a в квад­ра­те конец ар­гу­мен­та конец дроби = дробь: чис­ли­тель: ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: 17 конец ар­гу­мен­та , зна­ме­на­тель: 5 конец дроби рав­но­силь­но  дробь: чис­ли­тель: ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: 2 плюс a в квад­ра­те конец ар­гу­мен­та , зна­ме­на­тель: ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: 10 плюс a в квад­ра­те конец ар­гу­мен­та конец дроби = дробь: чис­ли­тель: ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: 17 конец ар­гу­мен­та , зна­ме­на­тель: 5 конец дроби рав­но­силь­но  дробь: чис­ли­тель: 2 плюс a в квад­ра­те , зна­ме­на­тель: 10 плюс a в квад­ра­те конец дроби = дробь: чис­ли­тель: 17, зна­ме­на­тель: 25 конец дроби рав­но­силь­но a в квад­ра­те =15.

Итак, вы­со­та пи­ра­ми­ды равна 2 ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: 15 конец ар­гу­мен­та , по­это­му апо­фе­ма равна  ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: 60 плюс 4 конец ар­гу­мен­та =8 и пло­щадь по­верх­но­сти равна 4 в квад­ра­те плюс 4 умно­жить на дробь: чис­ли­тель: 1, зна­ме­на­тель: 2 конец дроби умно­жить на 4 умно­жить на 8=80.

 

Ответ: 80.

Спрятать критерии
Критерии проверки:

Кри­те­рии оце­ни­ва­ния вы­пол­не­ния за­да­нияБаллы
В ре­зуль­та­те ис­поль­зо­ва­ния вер­ных утвер­жде­ний и фор­мул по­лу­чен вер­ный ответ. Обос­но­ва­ние не со­дер­жит не­вер­ных утвер­жде­ний.2
В ре­зуль­та­те ис­поль­зо­ва­ния вер­ных утвер­жде­ний и фор­мул за­да­ча до­ве­де­на до от­ве­та, но по­лу­чен не­вер­ный ответ в ре­зуль­та­те до­пу­щен­ной вы­чис­ли­тель­ной ошиб­ки или опис­ки. Обос­но­ва­ние не со­дер­жит не­вер­ных утвер­жде­ний*

Все про­ме­жу­точ­ные вы­чис­ле­ния и по­лу­чен­ный ответ верны, но обос­но­ва­ние от­сут­ству­ет или со­дер­жит не­вер­ные утвер­жде­ния.

1
Ре­ше­ние не со­от­вет­ству­ет ни од­но­му из кри­те­ри­ев, пе­ре­чис­лен­ных выше.0
Мак­си­маль­ный балл2

 

*Кри­те­рии рас­про­стра­ня­ют­ся и на слу­чай ис­поль­зо­ва­ния ко­ор­ди­нат­но­го ме­то­да

Источник: Ти­по­вые те­сто­вые за­да­ния по ма­те­ма­ти­ке под ре­дак­ци­ей И. В. Ящен­ко 2017. Ва­ри­ант 1. (Часть 2)
Методы геометрии: Ис­поль­зо­ва­ние век­то­ров, Метод ко­ор­ди­нат, Тео­ре­ма о трёх пер­пен­ди­ку­ля­рах
Классификатор стереометрии: Пер­пен­ди­ку­ляр­ность пря­мых, Пра­виль­ная четырёхуголь­ная пи­ра­ми­да