Задания
Версия для печати и копирования в MS Word
Тип Д19 C7 № 514885
i

Ре­ши­те в целых чис­лах урав­не­ние:

а)  2x в квад­ра­те плюс 5y в квад­ра­те =7;

б)  2x в квад­ра­те минус 5y в квад­ра­те = 7;

в)  2x в квад­ра­те плюс 5y в квад­ра­те = 7xy.

Спрятать решение

Ре­ше­ние.

а)  Ясно, что |x|, |y| мень­ше или равно 1. Пе­ре­би­рая воз­мож­ные x и y, на­хо­дим 4 от­ве­та:  левая круг­лая скоб­ка минус 1; минус 1 пра­вая круг­лая скоб­ка ,  левая круг­лая скоб­ка минус 1; 1 пра­вая круг­лая скоб­ка ,  левая круг­лая скоб­ка 1; минус 1 пра­вая круг­лая скоб­ка ,  левая круг­лая скоб­ка 1; 1 пра­вая круг­лая скоб­ка .

б)  Рас­смот­рим остат­ки от де­ле­ния чисел и их квад­ра­тов на 7. Квад­рат числа при де­ле­нии на 7 дает остат­ки 0, 1, 2, 4. По­это­му 2x в квад­ра­те дает остат­ки 0, 2, 4, 1. А 5y в квад­ра­те при де­ле­нии на 7 дает остат­ки 0, 5, 3, 6. Зна­чит, их раз­ность крат­на 7 толь­ко тогда, когда они оба крат­ны 7. Но тогда 2x в квад­ра­те минус 5y в квад­ра­те крат­но 49. По­это­му урав­не­ние не имеет ре­ше­ний.

в)  Пе­ре­пи­шем урав­не­ние в виде  левая круг­лая скоб­ка x минус y пра­вая круг­лая скоб­ка левая круг­лая скоб­ка 2x минус 5y пра­вая круг­лая скоб­ка =0. От­сю­да видно, что либо x=y, либо y  — чет­ное число. Сле­до­ва­тель­но, y=2t, x=5t.

 

Ответ: а)  левая круг­лая скоб­ка 1; 1 пра­вая круг­лая скоб­ка ; левая круг­лая скоб­ка 1; минус 1 пра­вая круг­лая скоб­ка ; левая круг­лая скоб­ка минус 1; 1 пра­вая круг­лая скоб­ка ; левая круг­лая скоб­ка минус 1; минус 1 пра­вая круг­лая скоб­ка ; б) нет ре­ше­ний; в)  левая круг­лая скоб­ка t; t пра­вая круг­лая скоб­ка , левая круг­лая скоб­ка 5t; 2t пра­вая круг­лая скоб­ка при всех целых t.

Спрятать критерии
Критерии проверки:

Кри­те­рии оце­ни­ва­ния вы­пол­не­ния за­да­нияБаллы
Верно по­лу­че­ны все пе­ре­чис­лен­ные (см. кри­те­рий на 1 балл) ре­зуль­та­ты.4
Верно по­лу­че­ны три из пе­ре­чис­лен­ных (см. кри­те­рий на 1 балл) ре­зуль­та­тов.3
Верно по­лу­че­ны два из пе­ре­чис­лен­ных (см. кри­те­рий на 1 балл) ре­зуль­та­тов.2
Верно по­лу­чен один из сле­ду­ю­щих ре­зуль­та­тов:

  — при­мер в п. а;

  — обос­но­ван­ное ре­ше­ние п. б;

  — обос­но­ва­ние в п. в того, что S может при­ни­мать все целые зна­че­ния (от­лич­ные от −1 и 1);

  — обос­но­ва­ние в п. в того, что ра­вен­ства S = −1 и S = 1 не­воз­мож­ны.

1
Ре­ше­ние не со­от­вет­ству­ет ни од­но­му из кри­те­ри­ев, пе­ре­чис­лен­ных выше.0
Мак­си­маль­ный балл4
Источник: А. Ларин: Тре­ни­ро­воч­ный ва­ри­ант № 163
Классификатор алгебры: Числа и их свой­ства