Задания
Версия для печати и копирования в MS Word
Тип Д19 C7 № 514601
i

Целые числа a1, a2, a3, a4 че­тырь­мя по­сле­до­ва­тель­ны­ми чле­на­ми ариф­ме­ти­че­ской про­грес­сии. 

а)  Может ли раз­ность дро­бей  дробь: чис­ли­тель: a_2, зна­ме­на­тель: a_1 конец дроби и  дробь: чис­ли­тель: a_4, зна­ме­на­тель: a_3 конец дроби рав­нять­ся  дробь: чис­ли­тель: 3, зна­ме­на­тель: 4 конец дроби ?

б)  Может ли раз­ность дро­бей  дробь: чис­ли­тель: a_2, зна­ме­на­тель: a_1 конец дроби и  дробь: чис­ли­тель: a_4, зна­ме­на­тель: a_3 конец дроби рав­нять­ся  дробь: чис­ли­тель: 9, зна­ме­на­тель: 8 конец дроби ?

в)  Най­ди­те все воз­мож­ные целые зна­че­ния раз­но­сти дро­бей  дробь: чис­ли­тель: a_2, зна­ме­на­тель: a_1 конец дроби и  дробь: чис­ли­тель: a_4, зна­ме­на­тель: a_3 конец дроби .

Спрятать решение

Ре­ше­ние.

а)  Пусть пер­вый член про­грес­сии a, а ее зна­ме­на­тель d. Тогда  дробь: чис­ли­тель: a плюс d, зна­ме­на­тель: a конец дроби минус дробь: чис­ли­тель: a плюс 3d, зна­ме­на­тель: a плюс 2d конец дроби = дробь: чис­ли­тель: 3, зна­ме­на­тель: 4 конец дроби , от­ку­да 8d в квад­ра­те =3a в квад­ра­те плюс 6ad. Обо­зна­чая t= дробь: чис­ли­тель: a, зна­ме­на­тель: d конец дроби , по­лу­чим 3t в квад­ра­те плюс 6t минус 8=0. У этого урав­не­ния нет ра­ци­о­наль­ных кор­ней.

б)  Да, это воз­мож­но, на­при­мер  дробь: чис­ли­тель: 5, зна­ме­на­тель: 2 конец дроби минус дробь: чис­ли­тель: 11, зна­ме­на­тель: 8 конец дроби = дробь: чис­ли­тель: 9, зна­ме­на­тель: 8 конец дроби .

в)  Ясно, что при d=0 раз­ность будет 0. В даль­ней­шем счи­та­ем d не равно 0. Будем сразу счи­тать, что a и d вза­им­но про­сты (иначе со­кра­тим их на их наи­боль­ший общий де­ли­тель, все от­но­ше­ния не из­ме­нят­ся и это по-преж­не­му будет про­грес­сия).

 дробь: чис­ли­тель: a плюс d, зна­ме­на­тель: a конец дроби минус дробь: чис­ли­тель: a плюс 3d, зна­ме­на­тель: a плюс 2d конец дроби = дробь: чис­ли­тель: 2d в квад­ра­те , зна­ме­на­тель: a левая круг­лая скоб­ка a плюс 2d пра­вая круг­лая скоб­ка конец дроби ,

по­сколь­ку это по усло­вию целое число, то 2 де­лит­ся на a, то есть a=1 или a=2.

Если a=1, то  дробь: чис­ли­тель: 2d в квад­ра­те , зна­ме­на­тель: 2d плюс 1 конец дроби =d минус дробь: чис­ли­тель: d, зна­ме­на­тель: 2d плюс 1 конец дроби   — не­це­лое число (так как 0 мень­ше |d| мень­ше |2d плюс 1|) за ис­клю­че­ни­ем слу­чая d= минус 1, при ко­то­ром раз­ность равна  минус 2 (про­грес­сия 1, 0, −1, −2).

Если a=2, то  дробь: чис­ли­тель: d в квад­ра­те , зна­ме­на­тель: 2d плюс 2 конец дроби долж­но быть целым. Тогда и  дробь: чис­ли­тель: d в квад­ра­те , зна­ме­на­тель: d плюс 1 конец дроби =d плюс дробь: чис­ли­тель: 1, зна­ме­на­тель: d плюс 1 конец дроби долж­но быть целым, по­это­му d=0 или d= минус 2. В этом по­след­нем слу­чае a и d не вза­им­но про­сты, его можно не раз­би­рать.

 

Ответ: 0; −2.

Спрятать критерии
Критерии проверки:

Кри­те­рии оце­ни­ва­ния вы­пол­не­ния за­да­нияБаллы
Верно по­лу­че­ны все пе­ре­чис­лен­ные (см. кри­те­рий на 1 балл) ре­зуль­та­ты.4
Верно по­лу­че­ны три из пе­ре­чис­лен­ных (см. кри­те­рий на 1 балл) ре­зуль­та­тов.3
Верно по­лу­че­ны два из пе­ре­чис­лен­ных (см. кри­те­рий на 1 балл) ре­зуль­та­тов.2
Верно по­лу­чен один из сле­ду­ю­щий ре­зуль­та­тов:

— обос­но­ван­ное ре­ше­ние в п. а;

— при­мер в п. б;

— ис­ко­мая оцен­ка в п. в;

— при­мер в п. в, обес­пе­чи­ва­ю­щий точ­ность преды­ду­щей оцен­ки.

1
Ре­ше­ние не со­от­вет­ству­ет ни од­но­му из кри­те­ри­ев, пе­ре­чис­лен­ных выше.0
Мак­си­маль­ный балл4
Источник: А. Ларин: Тре­ни­ро­воч­ный ва­ри­ант № 160
Классификатор алгебры: Числа и их свой­ства