Задания
Версия для печати и копирования в MS Word
Тип 17 № 514522
i

Квад­рат ABCD впи­сан в окруж­ность. Хорда CE пе­ре­се­ка­ет его диа­го­наль BD в точке K.

а)  До­ка­жи­те, что CK умно­жить на CE=AB умно­жить на CD.

б)  Най­ди­те от­но­ше­ние CK и KE, если \angle ECD=15 гра­ду­сов.

Спрятать решение

Ре­ше­ние.

а)  В тре­уголь­ни­ках CKD и CDE угол KCD  — общий,

\angle CED = \angle CBD = \angle BDC=45 гра­ду­сов.

Зна­чит, эти тре­уголь­ни­ки по­доб­ны, от­ку­да

 дробь: чис­ли­тель: CK, зна­ме­на­тель: CD конец дроби = дробь: чис­ли­тель: CD, зна­ме­на­тель: CE конец дроби рав­но­силь­но CK умно­жить на CE=CD в квад­ра­те рав­но­силь­но CK умно­жить на CE= AB умно­жить на CD.

б)  В тре­уголь­ни­ке CKD имеем: \angle KCD=15 гра­ду­сов, \angle CDK=45 гра­ду­сов, от­ку­да \angle CKD=120 гра­ду­сов. Из по­до­бия тре­уголь­ни­ков CKD и CDE по­лу­ча­ем, что  дробь: чис­ли­тель: CD, зна­ме­на­тель: CE конец дроби = дробь: чис­ли­тель: CK, зна­ме­на­тель: CD конец дроби . В тре­уголь­ни­ке CKD имеем:

 дробь: чис­ли­тель: CK, зна­ме­на­тель: CD конец дроби = дробь: чис­ли­тель: синус 45 гра­ду­сов, зна­ме­на­тель: синус 120 гра­ду­сов конец дроби = ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: дробь: чис­ли­тель: 2, зна­ме­на­тель: 3 конец дроби конец ар­гу­мен­та ,

то есть

CK:CE= дробь: чис­ли­тель: CK, зна­ме­на­тель: CD конец дроби : дробь: чис­ли­тель: CE, зна­ме­на­тель: CD конец дроби = ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: дробь: чис­ли­тель: 2, зна­ме­на­тель: 3 конец дроби конец ар­гу­мен­та : ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: дробь: чис­ли­тель: 3, зна­ме­на­тель: 2 конец дроби конец ар­гу­мен­та =2:3,

от­ку­да CK : KE = 2 : 1.

 

Ответ: б) 2 : 1.

Спрятать критерии
Критерии проверки:

Кри­те­рии оце­ни­ва­ния вы­пол­не­ния за­да­нияБаллы
Име­ет­ся вер­ное до­ка­за­тель­ство утвер­жде­ния пунк­та a) и обос­но­ван­но по­лу­чен вер­ный ответ в пунк­те б)3
По­лу­чен обос­но­ван­ный ответ в пунк­те б)

ИЛИ

име­ет­ся вер­ное до­ка­за­тель­ство утвер­жде­ния пунк­та а) и при обос­но­ван­ном ре­ше­нии пунк­та б) по­лу­чен не­вер­ный ответ из-за ариф­ме­ти­че­ской ошиб­ки

2
Име­ет­ся вер­ное до­ка­за­тель­ство утвер­жде­ния пунк­та а)

ИЛИ

при обос­но­ван­ном ре­ше­нии пунк­та б) по­лу­чен не­вер­ный ответ из-за ариф­ме­ти­че­ской ошиб­ки,

ИЛИ

обос­но­ван­но по­лу­чен вер­ный ответ в пунк­те б) с ис­поль­зо­ва­ни­ем утвер­жде­ния пунк­та а), при этом пункт а) не вы­пол­нен

1
Ре­ше­ние не со­от­вет­ству­ет ни од­но­му из кри­те­ри­ев, при­ведённых выше0
Мак­си­маль­ный балл3

Аналоги к заданию № 514522: 514557 Все

Источники:
ЕГЭ по ма­те­ма­ти­ке 06.06.2016. Ос­нов­ная волна.
Методы геометрии: Тео­ре­ма си­ну­сов
Классификатор планиметрии: Окруж­но­сти и четырёхуголь­ни­ки, Окруж­ность, опи­сан­ная во­круг че­ты­рех­уголь­ни­ка, По­до­бие
Глеб Герасимов 24.09.2023 03:01

Хочу пред­ло­жить ва­ри­ант ре­ше­ния:

а) По­стро­им тре­уголь­ник AEC, угол AEC = 90 т.к. AC - диа­метр. Пусть точка пе­ре­се­че­ния диа­го­на­лей - O, тогда OK сре­дин­ный пер­пен­ди­ку­ляр к сто­ро­не AC. Тогда угол ACE = углу OCK, a угол COK = CEA = 90°, зна­чит, тре­уголь­ни­ки COK и CEA по­доб­ны, при­чем:

СE/AC = OC/CK => CE * CK = AC * OC.

Пусть сто­ро­на квад­ра­та равна "a", тогда:

AC * OC = a*sqrt(2) * a*sqrt(2)/2 = a^2

AB * CD = a*a = a^2.

б) Най­дем <ACE = 90 - <ACB - <ECD = 30.

Сто­ро­на на­про­тив 30° равна по­ло­ви­не ги­по­те­ну­зы. => AE = a*sqrt(2)/2

До­стро­им OK и AE до пе­ре­се­че­ния в точке X, тогда <CKO = 90 - 30 = 60 => <EKX = 60 => <AXO = 30.

Тогда сто­ро­на про­тив 30 равно по­ло­ви­не ги­по­те­ну­зы. => AX = AO * 2 = a*sqrt(2) => EX = a*sqrt(2)/2

По тео­ре­ме Ме­не­лая:

AO/OC * CK/EK * EX / AX = 1 => 1 * CK/EK * 1/2 = 1 => CK/EK = 2/1