Задания
Версия для печати и копирования в MS Word
Тип 14 № 514480
i

В пра­виль­ной четырёхуголь­ной пи­ра­ми­де SABCD сто­ро­на AB ос­но­ва­ния равна 16, а вы­со­та пи­ра­ми­ды равна 4. На рёбрах AB, CD и AS от­ме­че­ны точки M, N и K со­от­вет­ствен­но, причём AM  =  DN  =  4 и AK  =  3.

а)  До­ка­жи­те, что плос­ко­сти MNK и SBC па­рал­лель­ны.

б)  Най­ди­те рас­сто­я­ние от точки M до плос­ко­сти SBC.

Спрятать решение

Ре­ше­ние.

а)  Пусть O  — центр ос­но­ва­ния пи­ра­ми­ды (рис. 1), тогда

AO=8 ко­рень из 2 ,AS= ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: AO в квад­ра­те плюс OS в квад­ра­те конец ар­гу­мен­та =12.

За­ме­тим, что AM : AB  =  AK : AS, зна­чит, пря­мые MK и BS па­рал­лель­ны. Кроме того, пря­мые MN и BC также па­рал­лель­ны, по­это­му плос­ко­сти MNK и SBC па­рал­лель­ны.

Рис. 1

Рис. 2

б)  Пусть точки P, Q и R  — се­ре­ди­ны от­рез­ков AD, BC и MN со­от­вет­ствен­но. Плос­ко­сти MNK и SBC па­рал­лель­ны, а плос­кость SPQ пер­пен­ди­ку­ляр­на пря­мой BC, по­это­му ис­ко­мое рас­сто­я­ние равно рас­сто­я­нию от точки R до пря­мой QS. Опу­стим из точки R пер­пен­ди­ку­ляр RH на пря­мую SQ (рис. 2). Тогда

RH=RQ умно­жить на синус \angle PQS=MB умно­жить на дробь: чис­ли­тель: SO, зна­ме­на­тель: SQ конец дроби =MB умно­жить на дробь: чис­ли­тель: SO, зна­ме­на­тель: ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: SO в квад­ра­те плюс OQ в квад­ра­те конец ар­гу­мен­та конец дроби = дробь: чис­ли­тель: 12 ко­рень из 5 , зна­ме­на­тель: 5 конец дроби .

Ответ: б)  дробь: чис­ли­тель: 12 ко­рень из 5 , зна­ме­на­тель: 5 конец дроби .

Спрятать критерии
Критерии проверки:

Кри­те­рии оце­ни­ва­ния вы­пол­не­ния за­да­нияБаллы
Име­ет­ся вер­ное до­ка­за­тель­ство утвер­жде­ния пунк­та a) и обос­но­ван­но по­лу­чен вер­ный ответ в пунк­те б)3
По­лу­чен обос­но­ван­ный ответ в пунк­те б)

ИЛИ

име­ет­ся вер­ное до­ка­за­тель­ство утвер­жде­ния пунк­та а) и при обос­но­ван­ном ре­ше­нии пунк­та б) по­лу­чен не­вер­ный ответ из-за ариф­ме­ти­че­ской ошиб­ки

2
Име­ет­ся вер­ное до­ка­за­тель­ство утвер­жде­ния пунк­та а)

ИЛИ

при обос­но­ван­ном ре­ше­нии пунк­та б) по­лу­чен не­вер­ный ответ из-за ариф­ме­ти­че­ской ошиб­ки,

ИЛИ

обос­но­ван­но по­лу­чен вер­ный ответ в пунк­те б) с ис­поль­зо­ва­ни­ем утвер­жде­ния пунк­та а), при этом пункт а) не вы­пол­нен

1
Ре­ше­ние не со­от­вет­ству­ет ни од­но­му из кри­те­ри­ев, при­ведённых выше0
Мак­си­маль­ный балл3
Источники:
Методы геометрии: Тео­ре­ма Фа­ле­са
Классификатор стереометрии: По­стро­е­ния в про­стран­стве, Пра­виль­ная четырёхуголь­ная пи­ра­ми­да, Рас­сто­я­ние от точки до плос­ко­сти, Се­че­ние, про­хо­дя­щее через три точки