Задания
Версия для печати и копирования в MS Word
Тип Д19 C7 № 513776
i

а)  На доске за­пи­са­ны числа: 4, 14, 24, ..., 94, 104. Можно ли сте­реть сна­ча­ла одно число из за­пи­сан­ных, потом сте­реть еще два, потом  — еще три, и, на­ко­нец, сте­реть еще че­ты­ре числа так, чтобы после каж­до­го сти­ра­ния сумма остав­ших­ся на доске чисел де­ли­лась на 11?

б)  В стро­ку вы­пи­са­но 23 на­ту­раль­ных числа (не обя­за­тель­но раз­лич­ных). До­ка­жи­те, что между ними можно так рас­ста­вить скоб­ки, знаки сло­же­ния и умно­же­ния, что зна­че­ние по­лу­чен­но­го вы­ра­же­ния будет де­лить­ся на 2000 на­це­ло.

Спрятать решение

Ре­ше­ние.

а)  Сумма всех чисел из­на­чаль­но равна 594, что крат­но 11, по­это­му пер­вое стер­тое число долж­но быть 44. С дру­гой сто­ро­ны, по­лед­нее остав­ше­е­ся число тоже долж­но быть 44  — про­ти­во­ре­чие.

б)  До­ка­жем сна­ча­ла, что из любых n на­ту­раль­ных чисел, вы­пи­сан­ных в стро­ку, все­гда можно найти не­сколь­ко под­ряд, сумма ко­то­рых крат­на n.

В самом деле, сло­жим одно число, на­чи­ная с пер­во­го, затем два числа, на­чи­ная с пер­во­го и так далее до суммы всех чисел. По­лу­чим n сумм. Если среди них есть сумма, крат­ная n, то все до­ка­за­но. Если нет, то най­дут­ся две суммы с оди­на­ко­вы­ми остат­ка­ми от де­ле­ния на n (всего не­ну­ле­вых остат­ков ровно n минус 1). Вы­чтем из боль­шей мень­шую  — по­лу­чим сумму не­сколь­ких под­ряд чисел, крат­ную n.

Пе­рей­дем к ре­ше­нию за­да­чи. Разо­бьем числа на 3 груп­пы по 5 чисел и 4 груп­пы по два числа. По лемме вы­де­лим в них на­бо­ры под­ряд сто­я­щих чисел, крат­ных 5 и 2 со­от­вет­ствен­но. По­ста­вим внут­ри на­бо­ров плюсы, во­круг на­бо­ров скоб­ки и в осталь­ных ме­стах знаки умно­же­ния. Тогда ре­зуль­тат будет де­лить­ся на 5 в кубе 2 в сте­пе­ни 4 =2000, что и тре­бо­ва­лось до­ка­зать.

Спрятать критерии
Критерии проверки:

Кри­те­рии оце­ни­ва­ния вы­пол­не­ния за­да­нияБаллы
Верно по­лу­че­ны все пе­ре­чис­лен­ные (см. кри­те­рий на 1 балл) ре­зуль­та­ты.4
Верно по­лу­че­ны три из пе­ре­чис­лен­ных (см. кри­те­рий на 1 балл) ре­зуль­та­тов.3
Верно по­лу­че­ны два из пе­ре­чис­лен­ных (см. кри­те­рий на 1 балл) ре­зуль­та­тов.2
Верно по­лу­чен один из сле­ду­ю­щих ре­зуль­та­тов:

  — при­мер в п. а;

  — обос­но­ван­ное ре­ше­ние п. б;

  — обос­но­ва­ние в п. в того, что S может при­ни­мать все целые зна­че­ния (от­лич­ные от −1 и 1);

  — обос­но­ва­ние в п. в того, что ра­вен­ства S = −1 и S = 1 не­воз­мож­ны.

1
Ре­ше­ние не со­от­вет­ству­ет ни од­но­му из кри­те­ри­ев, пе­ре­чис­лен­ных выше.0
Мак­си­маль­ный балл4
Источник: А. Ларин: Тре­ни­ро­воч­ный ва­ри­ант № 148
Классификатор алгебры: Числа и их свой­ства