Задания
Версия для печати и копирования в MS Word
Тип 19 № 513689
i

После того, как учи­тель до­ка­зал клас­су новую тео­ре­му, вы­яс­ни­лось, что боль­шая часть клас­са не по­ня­ла до­ка­за­тель­ство (быть может, все  — Решу ЕГЭ). На пе­ре­ме­не один уче­ник вдруг понял до­ка­за­тель­ство (и толь­ко он). Также из­вест­но, что в клас­се учит­ся не более 30, но не менее 20 че­ло­век.

а)  Могло ли по­лу­чить­ся так, что те­перь уже мень­шая часть клас­са не по­ни­ма­ет до­ка­за­тель­ство?

б)  Могло ли по­лу­чить­ся так, что ис­ход­но про­цент уче­ни­ков, по­няв­ших до­ка­за­тель­ство, вы­ра­жал­ся целым чис­лом, а после пе­ре­ме­ны  ― не­це­лым чис­лом?

в)  Какое наи­боль­шее целое зна­че­ние может при­нять про­цент уче­ни­ков клас­са, так и не по­няв­ших до­ка­за­тель­ство этой тео­ре­мы?

Спрятать решение

Ре­ше­ние.

а)  Да. Пусть в клас­се учит­ся 29 че­ло­век, из ко­то­рых спер­ва 15 че­ло­век не по­ня­ли до­ка­за­тель­ство (боль­шая часть клас­са), а затем их оста­лось 14 (мень­шая часть).

За­ме­ча­ние: по­дой­дет любой при­мер с не­чет­ным ко­ли­че­ством уче­ни­ков от 21 до 29 и ко­ли­че­ства­ми по­няв­ших и не по­няв­ших, от­ли­ча­ю­щи­ми­ся на 1.

б)  Да. Пусть в клас­се было 24 уче­ни­ка, из ко­то­рых ровно 6 по­ня­ли до­ка­за­тель­ство. Тогда ис­ход­но про­цент по­няв­ших ― 25, а после пе­ре­ме­ны, когда по­няв­ших ста­нет 7, про­цент по­няв­ших будет не­це­лым.

За­ме­ча­ние: Есть и дру­гие при­ме­ры, на­при­мер, 3 уче­ни­ка из 30 по­ня­ли до­ка­за­тель­ство на уроке.

в)  Пусть всего в клас­се n уче­ни­ков, а ко­ли­че­ство так и не по­няв­ших до­ка­за­тель­ство равно k. Оче­вид­но, k не пре­вос­хо­дит (n − 1), ведь один уче­ник понял до­ка­за­тель­ство на пе­ре­ме­не. Тогда ис­ко­мый про­цент равен  дробь: чис­ли­тель: 100k, зна­ме­на­тель: n конец дроби . Чтобы это число было как можно боль­шим, тре­бу­ет­ся мак­си­ми­зи­ро­вать дробь  дробь: чис­ли­тель: k, зна­ме­на­тель: n конец дроби при усло­вии, что 100k \vdots n.

До­ка­жем, что наи­боль­шее зна­че­ние дроби  дробь: чис­ли­тель: 100k, зна­ме­на­тель: n конец дроби равно 96. Ре­зуль­тат 96 до­сти­га­ет­ся, если k=24,n=25. Если n мень­ше 25, то оче­вид­но, что  левая круг­лая скоб­ка дробь: чис­ли­тель: k, зна­ме­на­тель: n конец дроби пра­вая круг­лая скоб­ка _max мень­ше дробь: чис­ли­тель: 24, зна­ме­на­тель: 25 конец дроби .

Далее раз­бе­рем слу­чаи n = 26,27,28,29,30.

1.  n  =  26. Чтобы вы­пол­ня­лось усло­вие 100k\vdotsn, не­об­хо­ди­мо взять k, крат­ное 13, что воз­мож­но толь­ко при k  =  13, а  дробь: чис­ли­тель: 13, зна­ме­на­тель: 26 конец дроби мень­ше дробь: чис­ли­тель: 24, зна­ме­на­тель: 25 конец дроби .

2.  n  =  27. Чтобы вы­пол­ня­лось усло­вие 100k\vdotsn, не­об­хо­ди­мо взять k, крат­ное 27, что воз­мож­но толь­ко при k  =  0.

3.  n  =  28. Чтобы вы­пол­ня­лось усло­вие 100k\vdotsn, не­об­хо­ди­мо взять k, крат­ное 7, что воз­мож­но толь­ко при k не боль­шем 21, а  дробь: чис­ли­тель: 21, зна­ме­на­тель: 28 конец дроби мень­ше дробь: чис­ли­тель: 24, зна­ме­на­тель: 25 конец дроби .

4.  n  =  29. Чтобы вы­пол­ня­лось усло­вие 100k\vdotsn, не­об­хо­ди­мо взять k, крат­ное 29, что воз­мож­но толь­ко при k  =  0.

5.  n  =  30. Чтобы вы­пол­ня­лось усло­вие 100k\vdotsn, не­об­хо­ди­мо взять k, крат­ное 3, что воз­мож­но толь­ко при k не боль­шем 27, а  дробь: чис­ли­тель: 27, зна­ме­на­тель: 30 конец дроби мень­ше дробь: чис­ли­тель: 24, зна­ме­на­тель: 25 конец дроби .

Таким об­ра­зом, 96  — наи­боль­шее целое зна­че­ние ис­ко­мо­го про­цен­та.

 

Ответ: а)  да; б)  да; в)  96.

Спрятать критерии
Критерии проверки:

Кри­те­рии оце­ни­ва­ния вы­пол­не­ния за­да­нияБаллы
Верно по­лу­че­ны все пе­ре­чис­лен­ные ре­зуль­та­ты (см. кри­те­рий на 1 балл)4
Верно по­лу­че­ны три из пе­ре­чис­лен­ных ре­зуль­та­тов (см. кри­те­рий на 1 балл)3
Верно по­лу­че­ны два из пе­ре­чис­лен­ных ре­зуль­та­тов (см. кри­те­рий на 1 балл)2
Верно по­лу­чен один из пе­ре­чис­лен­ных ре­зуль­та­тов:

―  вер­ный при­мер в пунк­те а;

―  обос­но­ван­ное ре­ше­ние пунк­та б;

―  до­ка­за­тель­ство того, что в пунк­те в про­цент не пре­вос­хо­дит 96;

―  при­мер того, что про­цент, рав­ный 96, до­сти­га­ет­ся

1
Ре­ше­ние не со­от­вет­ству­ет ни од­но­му из кри­те­ри­ев, пе­ре­чис­лен­ных выше0
Мак­си­маль­ный балл4

Аналоги к заданию № 513689: 513719 Все

Источник: Проб­ный ЕГЭ по про­филь­ной ма­те­ма­ти­ке Санкт-Пе­тер­бург 05.04.2016. Ва­ри­ант 1
Классификатор алгебры: Сю­жет­ные за­да­чи: кино, театр, мотки верёвки
Максим Дудниченко 23.08.2016 21:08

«Боль­шая часть клас­са не по­ня­ла до­ка­за­тель­ство» — разве это не зна­чит, что как ми­ни­мум один че­ло­век сразу понял до­ка­за­тель­ство? Тогда k не пре­вос­хо­дит (n−2) и ответ в пунк­те в) будет 92.

Константин Лавров

Нет. Не озна­ча­ет.