Тип 19 № 513689 
Числа и их свойства. Сюжетные задачи: кино, театр, мотки верёвки
i
После того, как учитель доказал классу новую теорему, выяснилось, что большая часть класса не поняла доказательство (быть может, все — Решу ЕГЭ). На перемене один ученик вдруг понял доказательство (и только он). Также известно, что в классе учится не более 30, но не менее 20 человек.
а) Могло ли получиться так, что теперь уже меньшая часть класса не понимает доказательство?
б) Могло ли получиться так, что исходно процент учеников, понявших доказательство, выражался целым числом, а после перемены ― нецелым числом?
в) Какое наибольшее целое значение может принять процент учеников класса, так и не понявших доказательство этой теоремы?
Решение. а) Да. Пусть в классе учится 29 человек, из которых сперва 15 человек не поняли доказательство (большая часть класса), а затем их осталось 14 (меньшая часть).
Замечание: подойдет любой пример с нечетным количеством учеников от 21 до 29 и количествами понявших и не понявших, отличающимися на 1.
б) Да. Пусть в классе было 24 ученика, из которых ровно 6 поняли доказательство. Тогда исходно процент понявших ― 25, а после перемены, когда понявших станет 7, процент понявших будет нецелым.
Замечание: Есть и другие примеры, например, 3 ученика из 30 поняли доказательство на уроке.
в) Пусть всего в классе n учеников, а количество так и не понявших доказательство равно k. Очевидно, k не превосходит (n − 1), ведь один ученик понял доказательство на перемене. Тогда искомый процент равен
Чтобы это число было как можно большим, требуется максимизировать дробь
при условии, что 
Докажем, что наибольшее значение дроби
равно 96. Результат 96 достигается, если
Если
то очевидно, что 
Далее разберем случаи 
1. n = 26. Чтобы выполнялось условие
необходимо взять k, кратное 13, что возможно только при k = 13, а 
2. n = 27. Чтобы выполнялось условие
необходимо взять k, кратное 27, что возможно только при k = 0.
3. n = 28. Чтобы выполнялось условие
необходимо взять k, кратное 7, что возможно только при k не большем 21, а 
4. n = 29. Чтобы выполнялось условие
необходимо взять k, кратное 29, что возможно только при k = 0.
5. n = 30. Чтобы выполнялось условие
необходимо взять k, кратное 3, что возможно только при k не большем 27, а 
Таким образом, 96 — наибольшее целое значение искомого процента.
Ответ: а) да; б) да; в) 96.
Критерии проверки:| Критерии оценивания выполнения задания | Баллы |
|---|
| Верно получены все перечисленные результаты (см. критерий на 1 балл) | 4 |
| Верно получены три из перечисленных результатов (см. критерий на 1 балл) | 3 |
| Верно получены два из перечисленных результатов (см. критерий на 1 балл) | 2 |
| Верно получен один из перечисленных результатов: ― верный пример в пункте а; ― обоснованное решение пункта б; ― доказательство того, что в пункте в процент не превосходит 96; ― пример того, что процент, равный 96, достигается | 1 |
| Решение не соответствует ни одному из критериев, перечисленных выше | 0 |
| Максимальный балл | 4 |
Ответ: а) да; б) да; в) 96.
513689
а) да; б) да; в) 96.