Задания
Версия для печати и копирования в MS Word
Тип Д17 C6 № 513237
i

При каких зна­че­ни­ях па­ра­мет­ра a си­сте­ма урав­не­ний

 си­сте­ма вы­ра­же­ний 2|x минус a плюс 3| плюс |2y плюс a|=4, левая круг­лая скоб­ка x минус y плюс 3 пра­вая круг­лая скоб­ка левая круг­лая скоб­ка x минус y плюс 6 пра­вая круг­лая скоб­ка =0 конец си­сте­мы .

имеет ровно два ре­ше­ния?

Спрятать решение

Ре­ше­ние.

Из вто­ро­го урав­не­ния сле­ду­ет, что x=y минус 3 или x=y минус 6 (ясно, что од­но­вре­мен­но этого про­изой­ти не может).

Под­став­ляя в пер­вое, по­лу­чим два урав­не­ния, ко­то­рые вме­сте долж­ны иметь два корня.

2|y минус a| плюс |2y плюс a|=4 или 2|y минус a минус 3| плюс |2y плюс a|=4.

|y минус a| плюс \left|y плюс дробь: чис­ли­тель: a, зна­ме­на­тель: 2 конец дроби |=2 или |y минус a минус 3| плюс \left|y плюс дробь: чис­ли­тель: a, зна­ме­на­тель: 2 конец дроби |=2.

За­ме­тим, что урав­не­ние вида |y минус b| плюс |y минус c|=d можно по­ни­мать так  — «найти все точки на оси, сумма рас­сто­я­ний от ко­то­рых до двух дан­ных точек b и c равна d.» Оче­вид­но, у этой за­да­чи нет ре­ше­ний при |b минус c| боль­ше d, бес­ко­неч­но много ре­ше­ний при |b минус c|=d и два ре­ше­ния при |b минус c| мень­ше d.

По­это­му нужно, чтобы одно из вы­ра­же­ний \left|a плюс дробь: чис­ли­тель: a, зна­ме­на­тель: 2 конец дроби |и\left|a плюс 3 плюс дробь: чис­ли­тель: a, зна­ме­на­тель: 2 конец дроби | было боль­ше двух, а дру­гое мень­ше двух. Вы­яс­ним, когда они мень­ше двух.

\left|a плюс дробь: чис­ли­тель: a, зна­ме­на­тель: 2 конец дроби | мень­ше 2, |3a| мень­ше 4, a при­над­ле­жит левая круг­лая скоб­ка минус дробь: чис­ли­тель: 4, зна­ме­на­тель: 3 конец дроби ; дробь: чис­ли­тель: 4, зна­ме­на­тель: 3 конец дроби пра­вая круг­лая скоб­ка .

и \left|a плюс 3 плюс дробь: чис­ли­тель: a, зна­ме­на­тель: 2 конец дроби | мень­ше 2, |3a плюс 6| мень­ше 4, a при­над­ле­жит левая круг­лая скоб­ка минус дробь: чис­ли­тель: 10, зна­ме­на­тель: 3 конец дроби ; минус дробь: чис­ли­тель: 2, зна­ме­на­тель: 3 конец дроби пра­вая круг­лая скоб­ка .

На гра­ни­цах ин­тер­ва­лов за­дан­ная си­сте­ма урав­не­ний имеет бес­ко­неч­но много ре­ше­ний, в про­ме­жут­ке  левая круг­лая скоб­ка минус дробь: чис­ли­тель: 4, зна­ме­на­тель: 3 конец дроби ; минус дробь: чис­ли­тель: 2, зна­ме­на­тель: 3 конец дроби пра­вая круг­лая скоб­ка   — че­ты­ре ре­ше­ния, а при осталь­ных зна­че­ни­ях па­ра­мет­ра a ре­ше­ний не будет.

Зна­чит, нас устро­ят a при­над­ле­жит левая круг­лая скоб­ка минус дробь: чис­ли­тель: 10, зна­ме­на­тель: 3 конец дроби ; минус дробь: чис­ли­тель: 4, зна­ме­на­тель: 3 конец дроби пра­вая круг­лая скоб­ка \cup левая круг­лая скоб­ка минус дробь: чис­ли­тель: 2, зна­ме­на­тель: 3 конец дроби ; дробь: чис­ли­тель: 4, зна­ме­на­тель: 3 конец дроби пра­вая круг­лая скоб­ка .

 

Ответ: a при­над­ле­жит левая круг­лая скоб­ка минус дробь: чис­ли­тель: 10, зна­ме­на­тель: 3 конец дроби ; минус дробь: чис­ли­тель: 4, зна­ме­на­тель: 3 конец дроби пра­вая круг­лая скоб­ка \cup левая круг­лая скоб­ка минус дробь: чис­ли­тель: 2, зна­ме­на­тель: 3 конец дроби ; дробь: чис­ли­тель: 4, зна­ме­на­тель: 3 конец дроби пра­вая круг­лая скоб­ка .

Спрятать критерии
Критерии проверки:

Кри­те­рии оце­ни­ва­ния вы­пол­не­ния за­да­нияБаллы
Обос­но­ван­но по­лу­чен пра­виль­ный ответ.4
По­лу­чен вер­ный ответ. Ре­ше­ние в целом вер­ное. Обос­но­ва­но най­де­ны оба про­ме­жут­ка зна­че­ний па­ра­мет­ра из от­ве­та к за­да­че, при этом воз­мож­ны не­точ­но­сти с (не)вклю­че­ни­ем кон­цов и(или) вы­чис­ли­тель­ная по­греш­ность.3
Обос­но­ва­но най­ден хотя бы один про­ме­жу­ток зна­че­ний па­ра­мет­ра из от­ве­та к за­да­че, при этом воз­мож­ны не­точ­но­сти с (не)вклю­че­ни­ем кон­цов и(или) вы­чис­ли­тель­ная по­греш­ность.2
Ре­ше­ние со­дер­жит:

− или вер­ное опи­са­ние рас­по­ло­же­ния двух лучей и пря­мой из усло­вия за­да­чи;

− или вер­ное по­лу­че­ние квад­рат­но­го урав­не­ния с па­ра­мет­ром a от­но­си­тель­но одной из пе­ре­мен­ных.

1
Ре­ше­ние не со­от­вет­ству­ет ни од­но­му из кри­те­ри­ев, пе­ре­чис­лен­ных выше.0
Мак­си­маль­ный балл4
Источник: А. Ларин: Тре­ни­ро­воч­ный ва­ри­ант № 146
Классификатор алгебры: Си­сте­мы с па­ра­мет­ром