Задания
Версия для печати и копирования в MS Word
Тип 17 № 513235
i

Пря­мая, па­рал­лель­ная ги­по­те­ну­зе AB пря­мо­уголь­но­го тре­уголь­ни­ка ABC, пе­ре­се­ка­ет катет  АС в точке  D, катет  BC  — в точке E, при­чем DE  =  2 и BE  =  1. На ги­по­те­ну­зе взята точка F так, что BF  =  1, ве­ли­чи­на угла FCB равна 30°.

а)  До­ка­жи­те, что тре­уголь­ник BFE рав­но­сто­рон­ний.

б)  Най­ди­те пло­щадь тре­уголь­ни­ка ABC.

Спрятать решение

Ре­ше­ние.

а)  Пусть точка M  — се­ре­ди­на от­рез­ка DE. Тогда от­рез­ки ME и FB равны и па­рал­лель­ны, сле­до­ва­тель­но, че­ты­рех­уголь­ник MEBF  — па­рал­ле­ло­грамм, по­это­му MF=EB=1, от­ку­да FM= дробь: чис­ли­тель: 1, зна­ме­на­тель: 2 конец дроби DE, а зна­чит, \angle DFE=90 гра­ду­сов. Сле­до­ва­тель­но, че­ты­рех­уголь­ник DCEF впи­сан в окруж­ность, а тогда \angle DEF=\angle DCF=90 гра­ду­сов минус 30 гра­ду­сов =60 гра­ду­сов. Пря­мые DE и AB па­рал­лель­ны, по­это­му \angle EFB=\angle DEF. Тре­уголь­ник BFE рав­но­бед­рен­ный с углом 60°, сле­до­ва­тель­но, он рав­но­сто­рон­ний. Что тре­бо­ва­лось до­ка­зать.

б)  За­ме­тим, что

\angle CFB=180 гра­ду­сов минус \angle FCB минус \angle CBF=90 гра­ду­сов ,

от­ку­да CF=BF умно­жить на тан­генс 60 гра­ду­сов = ко­рень из 3 и AF=CF умно­жить на тан­генс 60 гра­ду­сов =3, сле­до­ва­тель­но,

S_ABC= дробь: чис­ли­тель: 1, зна­ме­на­тель: 2 конец дроби умно­жить на CF умно­жить на AB = дробь: чис­ли­тель: 1, зна­ме­на­тель: 2 конец дроби умно­жить на ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: 3 конец ар­гу­мен­та левая круг­лая скоб­ка 3 плюс 1 пра­вая круг­лая скоб­ка =2 ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: 3 конец ар­гу­мен­та .

Ответ: б) 2 ко­рень из 3 .

 

При­ве­дем ре­ше­ние Ва­ле­рия Гри­го­рье­ва.

а)  Про­дол­жим от­рез­ки DF и BC до пе­ре­се­че­ния в точке К. В тре­уголь­ни­ке DEK от­ре­зок BF  — сред­няя линия, так как он па­рал­ле­лен ос­но­ва­нию DE и равен его по­ло­ви­не. Тогда EK  =  2, зна­чит, тре­уголь­ник DEK  — рав­но­бед­рен­ный, а точка F  — се­ре­ди­на DK, от­ку­да DF  =  FK. Сле­до­ва­тель­но, CF  — ме­ди­а­на в пря­мо­уголь­ном тре­уголь­ни­ке CDK, и по­то­му CF  =  FK.

Таким об­ра­зом, тре­уголь­ник CFK  — рав­но­бед­рен­ный, углы при его ос­но­ва­нии равны 30°. В тре­уголь­ни­ке DEK имеем:  \angle EDK = \angle EKD = 30 гра­ду­сов и  \angle DEK = 120 гра­ду­сов, а смеж­ный с ним угол CED равен 60°. Это угол, в свою оче­редь, яв­ля­ет­ся со­от­вет­ствен­ным с углом ABC при па­рал­лель­ных DE и AB и се­ку­щей BE. Таким об­ра­зом, тре­уголь­ник EFB  — рав­но­бед­рен­ный с углом 60°, то есть рав­но­сто­рон­ний.

б)  В пря­мо­уголь­ном тре­уголь­ни­ке CDE имеем:  \angle CDE = 30 гра­ду­сов и  CE = дробь: чис­ли­тель: 1, зна­ме­на­тель: 2 конец дроби DE = 1, от­ку­да  BC = CE плюс EB = 1 плюс 1 = 2. Ги­по­те­ну­за AB вдвое боль­ше сред­ней линии DE, то есть AB  =  4. По тео­ре­ме Пи­фа­го­ра в тре­уголь­ни­ке ABC по­лу­ча­ем  AC = ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: 16 минус 4 конец ар­гу­мен­та = 2 ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: 3 конец ар­гу­мен­та . Пло­щадь тре­уголь­ни­ка равна

 S = дробь: чис­ли­тель: 1, зна­ме­на­тель: 2 конец дроби умно­жить на AC умно­жить на CB = дробь: чис­ли­тель: 1, зна­ме­на­тель: 2 конец дроби умно­жить на 2 ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: 3 конец ар­гу­мен­та умно­жить на 2 = 2 ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: 3 конец ар­гу­мен­та .

Спрятать критерии
Критерии проверки:

Кри­те­рии оце­ни­ва­ния вы­пол­не­ния за­да­нияБаллы
Име­ет­ся вер­ное до­ка­за­тель­ство утвер­жде­ния пунк­та а и обос­но­ван­но по­лу­чен вер­ный ответ в пунк­те б.3
По­лу­чен обос­но­ван­ный ответ в пунк­те б.

ИЛИ

Име­ет­ся вер­ное до­ка­за­тель­ство утвер­жде­ния пунк­та а и при обос­но­ван­ном ре­ше­нии пунк­та б по­лу­чен не­вер­ный ответ из-за ариф­ме­ти­че­ской ошиб­ки.

2
Име­ет­ся вер­ное до­ка­за­тель­ство утвер­жде­ния пунк­та а.

ИЛИ

При обос­но­ван­ном ре­ше­нии пунк­та б по­лу­чен не­вер­ный ответ из-за ариф­ме­ти­че­ской ошиб­ки.

ИЛИ

Обос­но­ван­но по­лу­чен вер­ный ответ в пунк­те б и ис­поль­зо­ва­ни­ем утвер­жде­ния пунк­та а, при этом пункт а не вы­пол­нен.

1
Ре­ше­ние не со­от­вет­ству­ет ни од­но­му из кри­те­ри­ев, пе­ре­чис­лен­ных выше.0
Мак­си­маль­ный балл3
Источник: А. Ларин: Тре­ни­ро­воч­ный ва­ри­ант № 146
Классификатор планиметрии: Тре­уголь­ни­ки