Задания
Версия для печати и копирования в MS Word
Тип Д15 C4 № 512651
i

В ост­ро­уголь­ном не­рав­но­бед­рен­ном тре­уголь­ни­ке ABC про­ве­де­ны вы­со­ты AA1 и 

CC1. Точки A2 и C2 сим­мет­рич­ны се­ре­ди­не сто­ро­ны  AC от­но­си­тель­но пря­мых BC и AB со­от­вет­ствен­но.  

а)  До­ка­жи­те, что от­рез­ки A1A2 и C1С2 лежат на па­рал­лель­ных пря­мых.

б)  Най­ди­те рас­сто­я­ние между точ­ка­ми A2 и C2, если из­вест­но, что AB  =  7, BC  =  6, CA  =  5.  

Спрятать решение

Ре­ше­ние.

А)  Най­дем пло­щадь тре­уголь­ни­ка ABC по фор­му­ле Ге­ро­на.

p левая круг­лая скоб­ка ABC пра­вая круг­лая скоб­ка = 9.S левая круг­лая скоб­ка ABC пра­вая круг­лая скоб­ка = ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: 9 умно­жить на 2 умно­жить на 3 умно­жить на 4 конец ар­гу­мен­та =6 ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: 6 конец ар­гу­мен­та .

Тогда:

AA_1=2S левая круг­лая скоб­ка ABC пра­вая круг­лая скоб­ка :BC=12 ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: 6 конец ар­гу­мен­та :6=2 ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: 6 конец ар­гу­мен­та ;

 

CC_1=2S левая круг­лая скоб­ка ABC пра­вая круг­лая скоб­ка :AB=12 ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: 6 конец ар­гу­мен­та :7= дробь: чис­ли­тель: 12 ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: 6 конец ар­гу­мен­та , зна­ме­на­тель: 7 конец дроби .

Пусть D  — се­ре­ди­на АС. Со­еди­ним от­рез­ка­ми точки C2 и A2 с точ­кой D. Пусть C2D пе­ре­се­ка­ет AC1 в точке E, A2D  — от­ре­зок A1C в точке F. Ясно, что C2D ⊥ AC1, C2E  =  DE, (по опре­де­ле­нию цен­траль­ной сим­мет­рии). Ана­ло­гич­но: A2D ⊥ A1C, DF  =  A2F.

AA1 || DF как два пер­пен­ди­ку­ля­ра к одной и той же пря­мой BC.

Рас­смот­рим ∠ACA1. На его сто­ро­не АС от­ло­же­ны рав­ные от­рез­ки D и DA, через их концы про­ве­де­ны па­рал­лель­ные пря­мые DF и AA1 до пре­се­че­ния с дру­гой сто­ро­ной CA1. По тео­ре­ме Фа­ле­са будем иметь: F  =  A1F.

От­рез­ки A1C и A2D, яв­ля­ясь диа­го­на­ля­ми че­ты­рех­уголь­ни­ка DA1A2C, в точке F де­лят­ся по­по­лам. Зна­чит, DA1A2C  — па­рал­ле­ло­грамм, от­ку­да A1A2 || DC.

Ана­ло­гич­но по­лу­чим: CC1 || DE, AE  =  C1E, AC2C1D  — па­рал­ле­ло­грамм, C1C2 || AD.

Таким об­ра­зом, ока­за­лось, что A1A2 || CD, C1C2 || AD, пря­мые AD и CD сов­па­да­ют с пря­мой АС. Сле­до­ва­тель­но, A1A2 и C1C2 лежат на па­рал­лель­ных пря­мых.

 

Б)  Рас­смот­рим че­ты­рех­уголь­ник DEBF, у ко­то­ро­го ∠BED + ∠BFD  =  180°. Тогда

\angle A_2DC_2=180 в сте­пе­ни левая круг­лая скоб­ка \circ пра­вая круг­лая скоб­ка минус \angle B;

 

 ко­си­нус \angle A_2DC_2= ко­си­нус левая круг­лая скоб­ка 180 в сте­пе­ни левая круг­лая скоб­ка \circ пра­вая круг­лая скоб­ка минус B пра­вая круг­лая скоб­ка = минус ко­си­нус B;

 

AC в квад­ра­те =AB в квад­ра­те плюс BC в квад­ра­те минус 2AB умно­жить на BC умно­жить на ко­си­нус левая круг­лая скоб­ка 180 в сте­пе­ни левая круг­лая скоб­ка \circ пра­вая круг­лая скоб­ка минус B пра­вая круг­лая скоб­ка ;

 

25=49 плюс 36 плюс 2 умно­жить на 7 умно­жить на 6 умно­жить на ко­си­нус B;

 

84 ко­си­нус B= минус 60 рав­но­силь­но ко­си­нус B= минус дробь: чис­ли­тель: 5, зна­ме­на­тель: 7 конец дроби ;

 

A_2C_2 в квад­ра­те =C_2D в квад­ра­те плюс DA_2 в квад­ра­те минус 2C_2D умно­жить на DA_2 ко­си­нус B=CC_1 в квад­ра­те плюс AA_1 в квад­ра­те минус 2CC_1 умно­жить на A_2 ко­си­нус B=

 

= дробь: чис­ли­тель: 12 в квад­ра­те умно­жить на 6, зна­ме­на­тель: 49 конец дроби плюс 4 умно­жить на 6 плюс 2 умно­жить на дробь: чис­ли­тель: 12 ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: 6 конец ар­гу­мен­та , зна­ме­на­тель: 7 конец дроби умно­жить на 2 ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: 6 конец ар­гу­мен­та умно­жить на дробь: чис­ли­тель: 5, зна­ме­на­тель: 7 конец дроби = дробь: чис­ли­тель: 144 умно­жить на 6, зна­ме­на­тель: 49 конец дроби плюс 24 плюс дробь: чис­ли­тель: 24 умно­жить на 60, зна­ме­на­тель: 49 конец дроби = дробь: чис­ли­тель: 24 левая круг­лая скоб­ка 36 плюс 49 плюс 60 пра­вая круг­лая скоб­ка , зна­ме­на­тель: 49 конец дроби = дробь: чис­ли­тель: 4 умно­жить на 6 умно­жить на 145, зна­ме­на­тель: 49 конец дроби рав­но­силь­но
 рав­но­силь­но A_2C_2= дробь: чис­ли­тель: 2 ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: 870 конец ар­гу­мен­та , зна­ме­на­тель: 7 конец дроби .

 

Ответ:  дробь: чис­ли­тель: 2 ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: 870 конец ар­гу­мен­та , зна­ме­на­тель: 7 конец дроби .

Спрятать критерии
Критерии проверки:

Кри­те­рии оце­ни­ва­ния вы­пол­не­ния за­да­нияБаллы
Име­ет­ся вер­ное до­ка­за­тель­ство утвер­жде­ния пунк­та а и обос­но­ван­но по­лу­чен вер­ный ответ в пунк­те б.3
По­лу­чен обос­но­ван­ный ответ в пунк­те б.

ИЛИ

Име­ет­ся вер­ное до­ка­за­тель­ство утвер­жде­ния пунк­та а и при обос­но­ван­ном ре­ше­нии пунк­та б по­лу­чен не­вер­ный ответ из-за ариф­ме­ти­че­ской ошиб­ки.

2
Име­ет­ся вер­ное до­ка­за­тель­ство утвер­жде­ния пунк­та а.

ИЛИ

При обос­но­ван­ном ре­ше­нии пунк­та б по­лу­чен не­вер­ный ответ из-за ариф­ме­ти­че­ской ошиб­ки.

ИЛИ

Обос­но­ван­но по­лу­чен вер­ный ответ в пунк­те б и ис­поль­зо­ва­ни­ем утвер­жде­ния пунк­та а, при этом пункт а не вы­пол­нен.

1
Ре­ше­ние не со­от­вет­ству­ет ни од­но­му из кри­те­ри­ев, пе­ре­чис­лен­ных выше.0
Мак­си­маль­ный балл3
Источник: А. Ларин: Тре­ни­ро­воч­ный ва­ри­ант № 139
Методы геометрии: Метод пло­ща­дей, Тео­ре­ма Фа­ле­са, Тео­ре­ма ко­си­ну­сов
Классификатор планиметрии: Тре­уголь­ни­ки