Задания
Версия для печати и копирования в MS Word
Тип Д19 C7 № 511903
i

Име­ет­ся набор от­рез­ков, два самых ко­рот­ких из них имеют длину 1, самый длин­ный имеет длину 45.

а)  Может ли ока­зать­ся, что ни из каких трёх от­рез­ков нель­зя со­ста­вить тре­уголь­ник, если набор со­сто­ит из 5 от­рез­ков?

б)  Может ли ока­зать­ся, что ни из каких трёх от­рез­ков нель­зя со­ста­вить тре­уголь­ник, если набор со­сто­ит из 60 от­рез­ков?

в)  Какое наи­боль­шее число от­рез­ков может быть в на­бо­ре, чтобы ни из каких трёх нель­зя было со­ста­вить тре­уголь­ник?

Спрятать решение

Ре­ше­ние.

а)  Пусть от­рез­ки имеют длины 1, 1, 4, 10 и 45. Тогда ясно, что ни для каких трех из них не­ра­вен­ство тре­уголь­ни­ка не вы­пол­ня­ет­ся.

 

б)  Упо­ря­до­чим от­рез­ки по воз­рас­та­нию: 1= a_1 = a_2 мень­ше или равно a_3\leqslant... мень­ше или равно a_60=45. Пусть ни из каких трёх от­рез­ков нель­зя со­ста­вить тре­уголь­ник. Тогда по­лу­ча­ем не­ра­вен­ства: a_3\geqslant2, a_4 боль­ше или равно a_3 плюс a_2\geqslant3, a_5 боль­ше или равно a_4 плюс a_3 боль­ше или равно 5, a_6 боль­ше или равно 8,a_7 боль­ше или равно 13, a_8 боль­ше или равно 21, a_9 боль­ше или равно 34, a_10 боль­ше или равно 55. Зна­чит, a_60 еще боль­ше. Про­ти­во­ре­чие.

 

в)  Из пунк­та б) ясно, что от­рез­ков не может быть 10 или боль­ше. Пусть от­рез­ков 9 и их длины равны 1,1,2,3,5,8,13,21,45. Тогда ни из каких трёх от­рез­ков со­ста­вить тре­уголь­ник нель­зя, по­сколь­ку самый длин­ный из них будет боль­ше или равен сумме двух дру­гих.

 

Ответ: а) да; б) нет; в) 9.

Спрятать критерии
Критерии проверки:

Кри­те­рии оце­ни­ва­ния вы­пол­не­ния за­да­нияБаллы
Верно по­лу­че­ны все пе­ре­чис­лен­ные (см. кри­те­рий на 1 балл) ре­зуль­та­ты.4
Верно по­лу­че­ны три из пе­ре­чис­лен­ных (см. кри­те­рий на 1 балл) ре­зуль­та­тов.3
Верно по­лу­че­ны два из пе­ре­чис­лен­ных (см. кри­те­рий на 1 балл) ре­зуль­та­тов.2
Верно по­лу­чен один из сле­ду­ю­щих ре­зуль­та­тов:

  — при­мер в п. а;

  — обос­но­ван­ное ре­ше­ние п. б;

  — обос­но­ва­ние в п. в того, что S может при­ни­мать все целые зна­че­ния (от­лич­ные от −1 и 1);

  — обос­но­ва­ние в п. в того, что ра­вен­ства S = −1 и S = 1 не­воз­мож­ны.

1
Ре­ше­ние не со­от­вет­ству­ет ни од­но­му из кри­те­ри­ев, пе­ре­чис­лен­ных выше.0
Мак­си­маль­ный балл4
Источник: А. Ларин: Тре­ни­ро­воч­ный ва­ри­ант № 118
Классификатор алгебры: Числа и их свой­ства