Задания
Версия для печати и копирования в MS Word
Тип Д15 C4 № 511264
i

В тра­пе­ции па­рал­лель­но ос­но­ва­ни­ям про­ве­де­ны че­ты­ре от­рез­ка с кон­ца­ми на бо­ко­вых сто­ро­нах: KL, MN, RS и TQ. Из­вест­но, что пер­вый от­ре­зок про­хо­дит через точку пе­ре­се­че­ния диа­го­на­лей тра­пе­ции, вто­рой  — делит ее на два по­доб­ных че­ты­рех­уголь­ни­ка, тре­тий  — со­еди­ня­ет се­ре­ди­ны бо­ко­вых сто­рон, чет­вер­тый раз­би­ва­ет тра­пе­цию на две рав­но­ве­ли­кие части.

а)  Най­ди­те длины этих от­рез­ков.

б)  До­ка­жи­те, что KL < MN < RS < TQ.

Спрятать решение

Ре­ше­ние.

Пусть ос­но­ва­ния тра­пе­ции равны a и b, b > a. Вве­дем обо­зна­че­ния, как по­ка­за­но на ри­сун­ках. Для еди­но­об­ра­зия за­пи­сей в каж­дом из слу­ча­ев обо­зна­чим ис­ко­мый от­ре­зок EF и прием его длину за х.

 

1. От­ре­зок, про­хо­дя­щий через точку пе­ре­се­че­ния диа­го­на­лей. До­стро­им тра­пе­цию до па­рал­ле­ло­грам­ма, как по­ка­за­но на ри­сун­ке. Тре­уголь­ни­ки BOC и AOD по­доб­ны, их вы­со­ты от­но­сят­ся как  дробь: чис­ли­тель: a, зна­ме­на­тель: b конец дроби . Тре­уголь­ни­ки FCG также FDH по­доб­ны, их вы­со­ты от­но­сят­ся как  дробь: чис­ли­тель: x минус a, зна­ме­на­тель: b минус x конец дроби . По­сколь­ку ука­зан­ные пары тре­уголь­ни­ков имеют рав­ные вы­со­ты, по­лу­ча­ем:  дробь: чис­ли­тель: x минус a, зна­ме­на­тель: b минус x конец дроби = дробь: чис­ли­тель: a, зна­ме­на­тель: b конец дроби , от­ку­да

x= дробь: чис­ли­тель: 2ab, зна­ме­на­тель: a плюс b конец дроби .

От­ме­тим, что най­ден­ная длина от­рез­ка яв­ля­ет­ся сред­ним гар­мо­ни­че­ским ос­но­ва­ний.

 

 

2. По­доб­ные тра­пе­ции. Если тра­пе­ции ALFD и LBCF по­доб­ны, то  дробь: чис­ли­тель: a, зна­ме­на­тель: x конец дроби = дробь: чис­ли­тель: x, зна­ме­на­тель: b конец дроби . От­сю­да

x= ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: ab конец ар­гу­мен­та .

От­ме­тим, что най­ден­ная длина от­рез­ка яв­ля­ет­ся сред­ним гео­мет­ри­че­ским ос­но­ва­ний.

 

 

 

 

3. Сред­няя линия тра­пе­ции. Тре­уголь­ник BCF равен тре­уголь­ни­ку FDG по сто­ро­не и двум при­ле­жа­щим к ней углам. Из ра­вен­ства сле­ду­ет, что BF  =  FG , по­это­му EF  — сред­няя линия тре­уголь­ни­ка ABG, а тогда EF || AG,

EF= дробь: чис­ли­тель: 1, зна­ме­на­тель: 2 конец дроби AG= дробь: чис­ли­тель: 1, зна­ме­на­тель: 2 конец дроби левая круг­лая скоб­ка a плюс b пра­вая круг­лая скоб­ка .

От­ме­тим, что най­ден­ная длина от­рез­ка яв­ля­ет­ся сред­ним ариф­ме­ти­че­ским ос­но­ва­ний.

 

 

4. Рав­но­ве­ли­кие тра­пе­ции. До­стро­им тра­пе­цию до тре­уголь­ни­ка, как по­ка­за­но на ри­сун­ке. В силу по­до­бия тре­уголь­ни­ков PBC, PEF и PAD имеем:

 дробь: чис­ли­тель: S_2, зна­ме­на­тель: S_2 плюс S_1 конец дроби = левая круг­лая скоб­ка дробь: чис­ли­тель: a, зна­ме­на­тель: x конец дроби пра­вая круг­лая скоб­ка в квад­ра­те , дробь: чис­ли­тель: S_2 плюс 2S_1, зна­ме­на­тель: S_2 плюс S_1 конец дроби = левая круг­лая скоб­ка дробь: чис­ли­тель: b, зна­ме­на­тель: x конец дроби пра­вая круг­лая скоб­ка в квад­ра­те .

Скла­ды­вая ра­вен­ства, по­лу­ча­ем  дробь: чис­ли­тель: a в квад­ра­те , зна­ме­на­тель: x в квад­ра­те конец дроби плюс дробь: чис­ли­тель: b в квад­ра­те , зна­ме­на­тель: x в квад­ра­те конец дроби =2, от­ку­да

x= ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: дробь: чис­ли­тель: a в квад­ра­те плюс b в квад­ра­те , зна­ме­на­тель: 2 конец дроби конец ар­гу­мен­та .

От­ме­тим, что най­ден­ная длина от­рез­ка яв­ля­ет­ся сред­ним квад­ра­тич­ным ос­но­ва­ний.

 

 

 

 

 

 

 

Не­ра­вен­ства между сред­ни­ми. Из­вест­но, что для по­ло­жи­тель­ных чисел a и b их сред­нее гар­мо­ни­че­ское не боль­ше сред­не­го гео­мет­ри­че­ско­го, сред­нее гео­мет­ри­че­ское не боль­ше сред­не­го ариф­ме­ти­че­ско­го, а сред­нее ариф­ме­ти­че­ское не боль­ше сред­не­го квад­ра­тич­но­го; при­чем ра­вен­ства до­сти­га­ют­ся толь­ко в слу­чае ра­вен­ства чисел a и b:

 дробь: чис­ли­тель: 2ab, зна­ме­на­тель: a плюс b конец дроби мень­ше или равно ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: ab конец ар­гу­мен­та мень­ше или равно дробь: чис­ли­тель: a плюс b}2 мень­ше или равно ко­рень из { дробь: чис­ли­тель: a в квад­ра­те плюс b в квад­ра­те , зна­ме­на­тель: 2 конец дроби , зна­ме­на­тель: . конец дроби

Ил­лю­стра­ция этих со­от­но­ше­ний пред­став­ле­на на ри­сун­ке.

До­ка­жем не­ра­вен­ства, по­пар­но воз­во­дя их в квад­рат:

 ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: ab конец ар­гу­мен­та боль­ше или равно дробь: чис­ли­тель: 2ab, зна­ме­на­тель: a плюс b конец дроби рав­но­силь­но ab боль­ше или равно дробь: чис­ли­тель: 4a в квад­ра­те b в квад­ра­те , зна­ме­на­тель: левая круг­лая скоб­ка a плюс b пра­вая круг­лая скоб­ка в квад­ра­те конец дроби рав­но­силь­но левая круг­лая скоб­ка a плюс b пра­вая круг­лая скоб­ка в квад­ра­те боль­ше или равно 4ab рав­но­силь­но левая круг­лая скоб­ка a минус b пра­вая круг­лая скоб­ка в квад­ра­те боль­ше или равно 0,

 

 дробь: чис­ли­тель: a плюс b, зна­ме­на­тель: 2 конец дроби боль­ше или равно ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: ab конец ар­гу­мен­та рав­но­силь­но дробь: чис­ли­тель: a в квад­ра­те плюс 2ab плюс b в квад­ра­те , зна­ме­на­тель: 4 конец дроби боль­ше или равно ab рав­но­силь­но a в квад­ра­те плюс 2ab плюс b в квад­ра­те боль­ше или равно 4ab рав­но­силь­но левая круг­лая скоб­ка a минус b пра­вая круг­лая скоб­ка в квад­ра­те боль­ше или равно 0,

 

 ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: дробь: чис­ли­тель: a в квад­ра­те плюс b в квад­ра­те , зна­ме­на­тель: 2 конец дроби конец ар­гу­мен­та боль­ше или равно дробь: чис­ли­тель: a плюс b, зна­ме­на­тель: 2 конец дроби рав­но­силь­но дробь: чис­ли­тель: a в квад­ра­те плюс b в квад­ра­те , зна­ме­на­тель: 2 конец дроби боль­ше или равно дробь: чис­ли­тель: a в квад­ра­те плюс 2ab плюс b в квад­ра­те , зна­ме­на­тель: 4 конец дроби рав­но­силь­но левая круг­лая скоб­ка a минус b пра­вая круг­лая скоб­ка в квад­ра­те боль­ше или равно 0.

Спрятать критерии
Критерии проверки:

Кри­те­рии оце­ни­ва­ния вы­пол­не­ния за­да­нияБаллы
Верно по­лу­че­ны все пе­ре­чис­лен­ные (см. кри­те­рий на 1 балл) ре­зуль­та­ты.4
Верно по­лу­че­ны три из пе­ре­чис­лен­ных (см. кри­те­рий на 1 балл) ре­зуль­та­тов.3
Верно по­лу­че­ны два из пе­ре­чис­лен­ных (см. кри­те­рий на 1 балл) ре­зуль­та­тов.2
Верно по­лу­чен один из сле­ду­ю­щих ре­зуль­та­тов:

  — при­мер в п. а;

  — обос­но­ван­ное ре­ше­ние п. б;

  — обос­но­ва­ние в п. в того, что S может при­ни­мать все целые зна­че­ния (от­лич­ные от −1 и 1);

  — обос­но­ва­ние в п. в того, что ра­вен­ства S = −1 и S = 1 не­воз­мож­ны.

1
Ре­ше­ние не со­от­вет­ству­ет ни од­но­му из кри­те­ри­ев, пе­ре­чис­лен­ных выше.0
Мак­си­маль­ный балл4
Источник: А. Ларин: Тре­ни­ро­воч­ный ва­ри­ант № 128
Классификатор планиметрии: За­ме­ча­тель­ное свой­ство тра­пе­ции, Мно­го­уголь­ни­ки