Задания
Версия для печати и копирования в MS Word
Тип Д19 C7 № 511222
i

а)  На доске за­пи­са­ны три раз­лич­ных числа, об­ра­зу­ю­щие в этом по­ряд­ке ариф­ме­ти­че­скую про­грес­сию. Два числа по­ме­ня­ли ме­ста­ми. Могло ли ока­зать­ся так, что те­перь эти числа стали об­ра­зо­вы­вать гео­мет­ри­че­скую про­грес­сию?

б)  На доске за­пи­са­ны че­ты­ре раз­лич­ных числа, об­ра­зу­ю­щие в этом по­ряд­ке ариф­ме­ти­че­скую про­грес­сию. Одно число с доски стер­ли. Могло ли ока­зать­ся так, что те­перь три остав­ших­ся числа стали об­ра­зо­вы­вать гео­мет­ри­че­скую про­грес­сию?

в)  На доске за­пи­са­ны че­ты­ре раз­лич­ных числа, об­ра­зу­ю­щие в этом по­ряд­ке гео­мет­ри­че­скую про­грес­сию. Одно число с доски стер­ли. Могло ли ока­зать­ся так, что те­перь три остав­ших­ся числа стали об­ра­зо­вы­вать ариф­ме­ти­че­скую про­грес­сию?

Спрятать решение

Ре­ше­ние.

а)  Пусть a; a плюс d; a плюс 2d, члены ариф­ме­ти­че­ской про­грес­сии  левая круг­лая скоб­ка а не равно 0; d не равно 0 пра­вая круг­лая скоб­ка . По­ме­ня­ем ме­ста­ми вто­рое и тре­тье числа. По­лу­чим: a; a плюс 2d; a плюс d.

Для чле­нов гео­мет­ри­че­ской про­грес­сии имеем ра­вен­ство:

 дробь: чис­ли­тель: a плюс 2d, зна­ме­на­тель: a конец дроби = дробь: чис­ли­тель: a плюс d, зна­ме­на­тель: a плюс 2d конец дроби рав­но­силь­но левая круг­лая скоб­ка a плюс 2d пра­вая круг­лая скоб­ка в квад­ра­те =a в квад­ра­те плюс ad рав­но­силь­но a= минус дробь: чис­ли­тель: 4d, зна­ме­на­тель: 3 конец дроби .

Пусть а=4; d= минус 3, тогда по­лу­чим: были за­пи­са­ны числа 4; 1; минус 2 , при пе­ре­ста­нов­ки по­лу­чи­ли 4; минус 2;1, ко­то­рые

об­ра­зу­ют гео­мет­ри­че­скую про­грес­сию.

б)Пусть a; a плюс d; a плюс 2d;а плюс 3d, члены ариф­ме­ти­че­ской про­грес­сии  левая круг­лая скоб­ка а не равно 0; d не равно 0 пра­вая круг­лая скоб­ка

Стер­ли а плюс d, оста­лисьa; a плюс 2d; a плюс 3d.

Для чле­нов гео­мет­ри­че­ской про­грес­сии имеем ра­вен­ство:

 дробь: чис­ли­тель: a плюс 2d, зна­ме­на­тель: a конец дроби = дробь: чис­ли­тель: a плюс 3d, зна­ме­на­тель: a плюс 2d конец дроби рав­но­силь­но левая круг­лая скоб­ка a плюс 2d пра­вая круг­лая скоб­ка в квад­ра­те =a в квад­ра­те плюс 3ad рав­но­силь­но a= минус 4d.

Пусть а=4; d= минус 1, тогда по­лу­чим: были за­пи­са­ны числа 4; 3; 2; 1; , после сти­ра­ния

по­лу­чи­ли 4;2;1, ко­то­рые об­ра­зу­ют гео­мет­ри­че­скую про­грес­сию.

в)Пусть b; bq; bq в квад­ра­те ; bq в кубе б члены гео­мет­ри­че­ской про­грес­сии  левая круг­лая скоб­ка b не равно 0; q не равно 0;q не равно 1 пра­вая круг­лая скоб­ка .

Стер­ли bq, оста­лисьb; bq в квад­ра­те ; bq в кубе .

Для чле­нов ариф­ме­ти­че­ской про­грес­сии имеем ра­вен­ство:

bq в квад­ра­те минус b=bq в кубе минус bq в квад­ра­те рав­но­силь­но q в квад­ра­те минус 1=q левая круг­лая скоб­ка q минус 1 пра­вая круг­лая скоб­ка рав­но­силь­но q в квад­ра­те минус q минус 1=0 рав­но­силь­но q= дробь: чис­ли­тель: 1\pm ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: 5 конец ар­гу­мен­та , зна­ме­на­тель: 2 конец дроби .

Пусть b=2; q= дробь: чис­ли­тель: 1 плюс ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: 5 конец ар­гу­мен­та , зна­ме­на­тель: 2 конец дроби , тогда по­лу­чим: были за­пи­са­ны числа 2; 1 плюс ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: 5 конец ар­гу­мен­та ; 3 плюс ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: 5 конец ар­гу­мен­та ; 4 плюс 2 ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: 5 конец ар­гу­мен­та ; , после сти­ра­ния

по­лу­чи­ли 2; 3 плюс ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: 5 конец ар­гу­мен­та ; 4 плюс 2 ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: 5 конец ар­гу­мен­та , ко­то­рые об­ра­зу­ют ариф­ме­ти­че­скую про­грес­сию.

 

Ответ: а) да; б) да; в) да.

Спрятать критерии
Критерии проверки:

Кри­те­рии оце­ни­ва­ния вы­пол­не­ния за­да­нияБаллы
Верно по­лу­че­ны все пе­ре­чис­лен­ные (см. кри­те­рий на 1 балл) ре­зуль­та­ты4
Верно по­лу­че­ны три из пе­ре­чис­лен­ных (см. кри­те­рий на 1 балл) ре­зуль­та­тов3
Верно по­лу­че­ны два из пе­ре­чис­лен­ных (см. кри­те­рий на 1 балл) ре­зуль­та­тов2
Верно по­лу­чен один из сле­ду­ю­щих ре­зуль­та­тов:

  — обос­но­ван­ное ре­ше­ние п. а;

  — обос­но­ван­ное ре­ше­ние п. б;

  — ис­ко­мая оцен­ка в п. в;

  — при­мер в п. в, обес­пе­чи­ва­ю­щий точ­ность преды­ду­щей оцен­ки

1
Ре­ше­ние не со­от­вет­ству­ет ни од­но­му из кри­те­ри­ев, пе­ре­чис­лен­ных выше0
Мак­си­маль­ный балл4

Источник: А. Ларин: Тре­ни­ро­воч­ный ва­ри­ант № 122
Классификатор алгебры: Числа и их свой­ства