Задания
Версия для печати и копирования в MS Word
Тип 19 № 510738
i

За­ду­ма­но не­сколь­ко целых чисел. Набор этих чисел и все их воз­мож­ные суммы (по 2, по 3 и т. д.) вы­пи­сы­ва­ют на доску в по­ряд­ке не­убы­ва­ния. На­при­мер, если за­ду­ма­ны числа 2, 3, 5, то на доске будет вы­пи­сан набор 2, 3, 5, 5, 7, 8, 10.

а)  На доске вы­пи­сан набор −6, −2, 1, 4, 5, 7, 11. Какие числа были за­ду­ма­ны?

б)  Для не­ко­то­рых раз­лич­ных за­ду­ман­ных чисел в на­бо­ре, вы­пи­сан­ном на доске, число 0 встре­ча­ет­ся ровно 7 раз. Какое наи­мень­шее ко­ли­че­ство чисел могло быть за­ду­ма­но?

в)  Для не­ко­то­рых за­ду­ман­ных чисел на доске вы­пи­сан набор. Все­гда ли по этому на­бо­ру можно од­но­знач­но опре­де­лить за­ду­ман­ные числа?

Спрятать решение

Ре­ше­ние.

а)  Если было за­ду­ма­но 4 числа или более, то на доске долж­но быть за­пи­са­но не менее 15 чисел. Если было за­ду­ма­но 2 числа или мень­ше, то на доске долж­но быть за­пи­са­но не более 3 чисел. Зна­чит, было за­ду­ма­но 3 числа. Если бы было за­ду­ма­но 2 от­ри­ца­тель­ных числа, то на доске было бы вы­пи­са­но не менее трёх от­ри­ца­тель­ных чисел. Зна­чит, от­ри­ца­тель­ное число одно, и это число  — наи­мень­шее число в на­бо­ре, то есть −6. Наи­боль­шее число в на­бо­ре 11 яв­ля­ет­ся сум­мой двух по­ло­жи­тель­ных за­ду­ман­ных чисел. Из по­ло­жи­тель­ных вы­пи­сан­ных чисел толь­ко 4 и 7 дают в сумме 11. Зна­чит, были за­ду­ма­ны числа −6, 4 и 7.

 

б)  Рас­смот­рим раз­лич­ные за­ду­ман­ные числа, среди ко­то­рых нет нуля. Пусть для этих чисел в на­бо­ре на доске ока­за­лось ровно k нулей. Если до­ба­вить к за­ду­ман­ным чис­лам нуль, то на доске ока­жет­ся ровно 2k + 1 нулей: k нулей, по­лу­ча­ю­щих­ся как суммы не­ну­ле­вых за­ду­ман­ных чисел, k нулей, по­лу­ча­ю­щих­ся как суммы не­ну­ле­вых за­ду­ман­ных чисел и за­ду­ман­но­го нуля, и за­ду­ман­ный нуль. Таким об­ра­зом, если среди за­ду­ман­ных чисел есть нуль, то в на­бо­ре на доске ока­жет­ся нечётное ко­ли­че­ство нулей.

 

Пусть за­ду­ма­но че­ты­ре или мень­ше не­ну­ле­вых числа. Нуль по­лу­ча­ет­ся тогда, когда сумма не­ко­то­ро­го ко­ли­че­ства по­ло­жи­тель­ных чисел равна по мо­ду­лю сумме не­ко­то­ро­го ко­ли­че­ства от­ри­ца­тель­ных чисел. Одно за­ду­ман­ное число даёт одну сумму; два раз­лич­ных за­ду­ман­ных числа од­но­го знака дают три раз­лич­ные суммы; три раз­лич­ных за­ду­ман­ных числа дают семь сумм, среди ко­то­рых не более двух (за­ду­ман­ное число, наи­боль­шее по мо­ду­лю, и сумма двух дру­гих за­ду­ман­ных чисел) сов­па­да­ют. Зна­чит, среди сумм по­ло­жи­тель­ных и от­ри­ца­тель­ных чисел со­вла­да­ют по мо­ду­лю не более трёх. Таким об­ра­зом, если было за­ду­ма­но не более четырёх раз­лич­ных не­ну­ле­вых чисел, то на доске ока­жет­ся не более трёх нулей.

 

Ана­ло­гич­но, если было за­ду­ма­но не более трёх раз­лич­ных не­ну­ле­вых чисел, то на доске ока­жет­ся не более од­но­го нуля. Зна­чит, если было за­ду­ма­но не более четырёх раз­лич­ных чисел, среди ко­то­рых есть нуль, то на доске ока­жет­ся не более трёх нулей.

 

Если были за­ду­ма­ны числа −2, −1, 0, 1, 2, то на доске ока­жет­ся ровно семь нулей. Зна­чит, наи­мень­шее ко­ли­че­ство за­ду­ман­ных чисел  — 5.

 

в)  Нет, не все­гда. На­при­мер, для за­ду­ман­ных чисел −3, 1, 2 и −2, −1, 3 на доске будет вы­пи­сан один и тот же набор −3, −2, −1, 0, 1, 2, 3.

 

Ответ: а) −6, 4, 7; б) 5; в) нет.

Спрятать критерии
Критерии проверки:

Кри­те­рии оце­ни­ва­ния вы­пол­не­ния за­да­нияБаллы
Верно по­лу­че­ны все пе­ре­чис­лен­ные (см. кри­те­рий на 1 балл) ре­зуль­та­ты4
Верно по­лу­че­ны три из пе­ре­чис­лен­ных (см. кри­те­рий на 1 балл) ре­зуль­та­тов3
Верно по­лу­че­ны два из пе­ре­чис­лен­ных (см. кри­те­рий на 1 балл) ре­зуль­та­тов2
Верно по­лу­чен один из сле­ду­ю­щих ре­зуль­та­тов:

  — обос­но­ван­ное ре­ше­ние п. а;

  — обос­но­ван­ная оцен­ка ко­ли­че­ства за­ду­ман­ных чисел в п. б;

  — при­мер за­ду­ман­ных чисел в п. б;

  — оба на­бо­ра за­ду­ман­ных чисел в п. в

1
Ре­ше­ние не со­от­вет­ству­ет ни од­но­му из кри­те­ри­ев, пе­ре­чис­лен­ных выше0
Мак­си­маль­ный балл4
Источники:
Классификатор алгебры: Чис­ло­вые на­бо­ры на кар­точ­ках и дос­ках