Задания
Версия для печати и копирования в MS Word
Тип Д16 C5 № 508662
i

Курс дол­ла­ра в те­че­ние двух ме­ся­цев уве­ли­чил­ся на одно и то же число про­цен­тов еже­ме­сяч­но, но не более, чем в 1,5 раза. За сумму, вы­ру­чен­ную от про­да­жи в на­ча­ле пер­во­го ме­ся­ца од­но­го дол­ла­ра, к концу вто­ро­го ме­ся­ца можно было ку­пить на 9 цен­тов мень­ше, чем в конце пер­во­го ме­ся­ца. На сколь­ко про­цен­тов умень­шил­ся курс рубля за два ме­ся­ца?

Спрятать решение

Ре­ше­ние.

Пусть в на­ча­ле пер­во­го ме­ся­ца курс дол­ла­ра со­став­лял х руб­лей, и он (курс дол­ла­ра) каж­дый месяц уве­ли­чи­вал­ся на у про­цен­тов. Тогда к концу пер­во­го ме­ся­ца (к на­ча­лу вто­ро­го ме­ся­ца) он со­став­ля­ет x умно­жить на левая круг­лая скоб­ка 1 плюс 0,01y пра­вая круг­лая скоб­ка руб­лей, к концу вто­ро­го ме­ся­ца  — x умно­жить на левая круг­лая скоб­ка 1 плюс 0,01y пра­вая круг­лая скоб­ка в квад­ра­те руб­лей. Оче­вид­но, что  левая круг­лая скоб­ка 1 плюс 0,01y пра­вая круг­лая скоб­ка в квад­ра­те мень­ше или равно 1,5.

В на­ча­ле пер­во­го ме­ся­ца от про­да­жи 1$ можно было вы­ру­чить х руб­лей. А это зна­чит, что в конце пер­во­го ме­ся­ца за х руб­лей можно было ку­пить  дробь: чис­ли­тель: 1, зна­ме­на­тель: 1 плюс 0,01y конец дроби $, в конце вто­ро­го ме­ся­ца  дробь: чис­ли­тель: 1, зна­ме­на­тель: левая круг­лая скоб­ка 1 плюс 0,01y пра­вая круг­лая скоб­ка в квад­ра­те конец дроби $. Раз­ность этих двух вы­ра­же­ний со­став­ля­ет 0,09 $.

Решим урав­не­ние  дробь: чис­ли­тель: 1, зна­ме­на­тель: 1 плюс 0,01y конец дроби минус дробь: чис­ли­тель: 1, зна­ме­на­тель: левая круг­лая скоб­ка 1 плюс 0,01y пра­вая круг­лая скоб­ка в квад­ра­те конец дроби =0,09. Пусть 1 плюс 0,01y=a, тогда:

 дробь: чис­ли­тель: 1, зна­ме­на­тель: a конец дроби минус дробь: чис­ли­тель: 1, зна­ме­на­тель: a в квад­ра­те конец дроби =0,09 рав­но­силь­но дробь: чис­ли­тель: a минус 1, зна­ме­на­тель: a в квад­ра­те конец дроби =0,09 рав­но­силь­но дробь: чис­ли­тель: 100a минус 100, зна­ме­на­тель: a в квад­ра­те конец дроби =9 рав­но­силь­но
 рав­но­силь­но 9a в квад­ра­те минус 100a плюс 100=0 рав­но­силь­но a= дробь: чис­ли­тель: 50\pm ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: 2500 минус 900 конец ар­гу­мен­та , зна­ме­на­тель: 9 конец дроби рав­но­силь­но

 рав­но­силь­но a= дробь: чис­ли­тель: 50\pm ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: 1600 конец ар­гу­мен­та , зна­ме­на­тель: 9 конец дроби рав­но­силь­но a= дробь: чис­ли­тель: 50\pm 40, зна­ме­на­тель: 9 конец дроби рав­но­силь­но со­во­куп­ность вы­ра­же­ний  новая стро­ка a=10 , новая стро­ка a= дробь: чис­ли­тель: 10, зна­ме­на­тель: 9 конец дроби .  конец со­во­куп­но­сти .

Од­на­ко, если 1 плюс 0,01y=10, то 0,01y=9 рав­но­силь­но y=900 (еже­ме­сяч­ное уве­ли­че­ние курса дол­ла­ра на 900% не­воз­мож­но, так как в те­че­ние двух ме­ся­цев он уве­ли­чил­ся не более, чем на 50 про­цен­тов).

До­ка­жем, что a= дробь: чис­ли­тель: 10, зна­ме­на­тель: 9 конец дроби удо­вле­тво­ря­ет усло­вию за­да­чи, по­сколь­ку

1 плюс 0,01y= дробь: чис­ли­тель: 10, зна­ме­на­тель: 9 конец дроби рав­но­силь­но 0,01y= дробь: чис­ли­тель: 1, зна­ме­на­тель: 9 конец дроби рав­но­силь­но y= дробь: чис­ли­тель: 100, зна­ме­на­тель: 9 конец дроби ;  левая круг­лая скоб­ка 1 плюс дробь: чис­ли­тель: 1, зна­ме­на­тель: 9 конец дроби пра­вая круг­лая скоб­ка в квад­ра­те = левая круг­лая скоб­ка дробь: чис­ли­тель: 10, зна­ме­на­тель: 9 конец дроби пра­вая круг­лая скоб­ка в квад­ра­те = дробь: чис­ли­тель: 100, зна­ме­на­тель: 81 конец дроби = целая часть: 1, дроб­ная часть: чис­ли­тель: 19, зна­ме­на­тель: 81 мень­ше 1,5.

Таким об­ра­зом, за 2 ме­ся­ца курс дол­ла­ра по от­но­ше­нию к 1 рублю вырос в  дробь: чис­ли­тель: 100, зна­ме­на­тель: 81 конец дроби раз. А это зна­чит, что за это же время курс рубля по от­но­ше­нию к 1 $ умень­шил­ся во столь­ко же раз.

Если в на­ча­ле пер­во­го ме­ся­ца за х руб­лей можно было ку­пить 1 $, то к концу вто­ро­го ме­ся­ца за х руб­лей стало воз­мож­ным ку­пить всего лишь 0,81 $. То есть курс рубля упал на 0,19 $. Эта раз­ность со­став­ля­ет 19%.

 

Под­ход 2.

Пусть курс дол­ла­ра к концу пер­во­го ме­ся­ца вырос в х раз. Тогда рост курса дол­ла­ра к концу вто­ро­го ме­ся­ца со­ста­вит x в квад­ра­те раза.

За сумму, вы­ру­чен­ную от про­да­жи од­но­го дол­ла­ра к концу 1-го ме­ся­ца, стало воз­мож­ным ку­пить  дробь: чис­ли­тель: 1, зна­ме­на­тель: 2 конец дроби $, этот по­ка­за­тель к концу вто­ро­го ме­ся­ца со­ста­вил  дробь: чис­ли­тель: 1, зна­ме­на­тель: x в квад­ра­те конец дроби \. $

В со­от­вет­ствии с усло­ви­ем за­да­чи:

 дробь: чис­ли­тель: 1, зна­ме­на­тель: x конец дроби минус дробь: чис­ли­тель: 1, зна­ме­на­тель: x в квад­ра­те конец дроби = дробь: чис­ли­тель: 9, зна­ме­на­тель: 100 конец дроби рав­но­силь­но 100x минус 100=9x в квад­ра­те рав­но­силь­но 9x в квад­ра­те минус 100x плюс 100=0 рав­но­силь­но x= дробь: чис­ли­тель: 50\pm ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: 2500 минус 900 конец ар­гу­мен­та , зна­ме­на­тель: 9 конец дроби рав­но­силь­но

 рав­но­силь­но x= дробь: чис­ли­тель: 50\pm ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: 1600 конец ар­гу­мен­та , зна­ме­на­тель: 9 конец дроби рав­но­силь­но x= дробь: чис­ли­тель: 50\pm 40, зна­ме­на­тель: 9 конец дроби рав­но­силь­но со­во­куп­ность вы­ра­же­ний  новая стро­ка x=10  новая стро­ка x= дробь: чис­ли­тель: 10, зна­ме­на­тель: 9 конец дроби .  конец со­во­куп­но­сти .

Из по­лу­чен­но­го имеем:  со­во­куп­ность вы­ра­же­ний  новая стро­ка x в квад­ра­те =100  новая стро­ка x в квад­ра­те = дробь: чис­ли­тель: 100, зна­ме­на­тель: 81 конец дроби .  конец со­во­куп­но­сти .

 

Но 100 > 1,5, тогда как  дробь: чис­ли­тель: 100, зна­ме­на­тель: 81 конец дроби мень­ше 1,5. Зна­чит, по­вы­ше­ние курса дол­ла­ра за 2 ме­ся­ца со­ста­ви­ло в  дробь: чис­ли­тель: 100, зна­ме­на­тель: 81 конец дроби раз. А это зна­чит, что сни­же­ние курса рубля по от­но­ше­нию к дол­ла­ру со­ста­ви­ло также  дробь: чис­ли­тель: 100, зна­ме­на­тель: 81 конец дроби раз.

Если в на­ча­ле пер­во­го ме­ся­ца за y руб­лей можно было ку­пить 1 $, то к концу вто­ро­го ме­ся­ца за те же у руб­лей стало воз­мож­ным ку­пить всего  дробь: чис­ли­тель: 81, зна­ме­на­тель: 100 конец дроби $. Сле­до­ва­тель­но, курс рубля упал на  левая круг­лая скоб­ка 1 минус дробь: чис­ли­тель: 81, зна­ме­на­тель: 100 конец дроби = дробь: чис­ли­тель: 19, зна­ме­на­тель: 100 конец дроби пра­вая круг­лая скоб­ка у. е., т. е. курс рубля упал на 19%.

 

Ответ: на 19%.

Спрятать критерии
Критерии проверки:

Кри­те­рии оце­ни­ва­ния вы­пол­не­ния за­да­нияБаллы
Обос­но­ван­но по­лу­чен пра­виль­ный ответ.3
По­лу­че­но вер­ное вы­ра­же­ние для суммы пла­те­жа, но до­пу­ще­на вы­чис­ли­тель­ная ошиб­ка, при­вед­шая к не­вер­но­му от­ве­ту.2
По­лу­че­но вы­ра­же­ние для еже­год­ной вы­пла­ты, но урав­не­ние не со­став­ле­но ИЛИ вер­ный ответ най­ден под­бо­ром.1
Ре­ше­ние не со­от­вет­ству­ет ни од­но­му из кри­те­ри­ев, пе­ре­чис­лен­ных выше.0
Мак­си­маль­ный балл3
Источник: А. Ларин: Тре­ни­ро­воч­ный ва­ри­ант № 104
Кодификатор ФИПИ/Решу ЕГЭ: 2.1.12.7* Раз­ные за­да­чи с при­клад­ным со­дер­жа­ни­ем