Задания
Версия для печати и копирования в MS Word
Тип Д19 C7 № 508177
i

Каж­дое из чисел 3; 4; 9; 10; 12; 15 по од­но­му за­пи­сы­ва­ют на шести кар­точ­ках. Далее кар­точ­ки пе­ре­во­ра­чи­ва­ют и пе­ре­ме­ши­ва­ют. На их чи­стых сто­ро­нах за­но­во пишут по од­но­му каж­дое из чисел 3; 4; 9; 10; 12; 15. После этого на каж­дой кар­точ­ке под­счи­ты­ва­ют мо­дуль раз­но­сти за­пи­сан­ных на ней чисел, а по­лу­чен­ные в итоге числа пе­ре­мно­жа­ют.

а)  Может ли в ре­зуль­та­те по­лу­чить­ся 65?

б)  Может ли в ре­зуль­та­те по­лу­чить­ся 120?

в)  Какое наи­мень­шее на­ту­раль­ное число может в ре­зуль­та­те по­лу­чить­ся?

Спрятать решение

Ре­ше­ние.

а)  Раз­ло­жим 65 на про­стые мно­жи­те­ли: 65=5 умно­жить на 13, по­это­му одно из по­лу­чен­ных чисел долж­но быть равно 13, но ни­ка­кие из на­пи­сан­ных на кар­точ­ках чисел при вы­чи­та­нии не дадут 13. По­это­му такое не­воз­мож­но.

 

б)  Все числа, кроме 4 и 10 де­лят­ся на 3. Таким об­ра­зом, числа 4 и 10 будут на­пи­са­ны не более, чем на 4 кар­точ­ках. Тогда как ми­ни­мум на двух кар­точ­ках будут на­пи­са­ны числа, де­ля­щи­е­ся на 3 , и, со­от­вет­ствен­но, раз­ность чисел на этих двух кар­точ­ках будет де­лить­ся на 3. Про­из­ве­де­ние же раз­но­стей на всех кар­точ­ках будет де­лить­ся на 9. 120 на 9 не де­лит­ся, по­это­му по­лу­чить число 120 не­воз­мож­но.

 

в)  Из пунк­та б) ясно, что по­лу­чить на­ту­раль­ное число, мень­шее 9, нель­зя. По­ка­жем, как по­лу­чить 9. Для этого кар­точ­ки надо под­пи­сать так: (3,4); (4,3); (9,10); (10,9); (12,15); (15;12).

 

Ответ: а) нет. б) нет. в) 9

Спрятать критерии
Критерии проверки:

Кри­те­рии оце­ни­ва­ния вы­пол­не­ния за­да­нияБаллы
Верно по­лу­че­ны все пе­ре­чис­лен­ные (см. кри­те­рий на 1 балл) ре­зуль­та­ты.4
Верно по­лу­че­ны три из пе­ре­чис­лен­ных (см. кри­те­рий на 1 балл) ре­зуль­та­тов.3
Верно по­лу­че­ны два из пе­ре­чис­лен­ных (см. кри­те­рий на 1 балл) ре­зуль­та­тов.2
Верно по­лу­чен один из сле­ду­ю­щих ре­зуль­та­тов:

  — при­мер в п. а;

  — обос­но­ван­ное ре­ше­ние п. б;

  — обос­но­ва­ние в п. в того, что S может при­ни­мать все целые зна­че­ния (от­лич­ные от −1 и 1);

  — обос­но­ва­ние в п. в того, что ра­вен­ства S = −1 и S = 1 не­воз­мож­ны.

1
Ре­ше­ние не со­от­вет­ству­ет ни од­но­му из кри­те­ри­ев, пе­ре­чис­лен­ных выше.0
Мак­си­маль­ный балл4
Источник: А. Ларин: Тре­ни­ро­воч­ный ва­ри­ант № 99
Классификатор алгебры: Числа и их свой­ства