Задания
Версия для печати и копирования в MS Word
Тип Д19 C7 № 506061
i

На плос­ко­сти даны 8 от­рез­ков. Длина каж­до­го от­рез­ка яв­ля­ет­ся на­ту­раль­ным чис­лом, не пре­вос­хо­дя­щим 20. Пусть n – число раз­лич­ных тре­уголь­ни­ков, ко­то­рые можно со­ста­вить из этих от­рез­ков. Один и тот же от­ре­зок может ис­поль­зо­вать­ся для раз­ных тре­уголь­ни­ков, но не может ис­поль­зо­вать­ся два­жды для од­но­го тре­уголь­ни­ка.

а)  Может ли n = 60?

б)  Может ли n = 55?

в)  Най­ди­те наи­мень­шее воз­мож­ное зна­че­ние n, если среди дан­ных от­рез­ков нет трех рав­ных.

Спрятать решение

Ре­ше­ние.

а)  Ясно, что ко­ли­че­ство тре­уголь­ни­ков не может быть боль­ше числа со­че­та­ний из вось­ми по три, а C в кубе _8=56.

б)  Пусть длины от­рез­ков такие: 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 6. Тогда воз­мож­но ровно 55 тре­уголь­ни­ков (из 56 воз­мож­ных со­че­та­ний не го­дит­ся толь­ко одно: 6, 14, 20. Для всех осталь­ных не­ра­вен­ство тре­уголь­ни­ка вы­пол­не­но).

в)  До­ка­жем, что n=0 не го­дит­ся. Пусть длины от­рез­ков равны a боль­ше или равно b боль­ше или равно c боль­ше или равно d боль­ше или равно e боль­ше или равно f боль­ше или равно g боль­ше или равно h. Если ни од­но­го тре­уголь­ни­ка со­ста­вить нель­зя, то a боль­ше или равно b плюс c. Ана­ло­гич­но, b боль­ше или равно c плюс d, зна­чит, a боль­ше или равно 2c плюс d. Тогда 2c боль­ше или равно 2d плюс 2e, зна­чит, a боль­ше или равно 3d плюс 2e. Про­дол­жая це­поч­ку, по­лу­чим: a боль­ше или равно 13g плюс 8h. Зна­чит, а не мень­ше 21. Про­ти­во­ре­чие.

При­ве­дем при­мер с n=1. Ис­поль­зуя преды­ду­щее рас­суж­де­ние по­лу­ча­ем такой набор:

1, 1, 2, 3, 5, 8, 13, 20. Един­ствен­ный воз­мож­ный тре­уголь­ник  — это 8, 13, 20.

 

Ответ: а) Нет; б) Да; в) 1.

Спрятать критерии
Критерии проверки:

Кри­те­рии оце­ни­ва­ния вы­пол­не­ния за­да­нияБаллы
Верно по­лу­че­ны все пе­ре­чис­лен­ные (см. кри­те­рий на 1 балл) ре­зуль­та­ты.4
Верно по­лу­че­ны три из пе­ре­чис­лен­ных (см. кри­те­рий на 1 балл) ре­зуль­та­тов.3
Верно по­лу­че­ны два из пе­ре­чис­лен­ных (см. кри­те­рий на 1 балл) ре­зуль­та­тов.2
Верно по­лу­чен один из сле­ду­ю­щих ре­зуль­та­тов:

  — при­мер в п. а;

  — обос­но­ван­ное ре­ше­ние п. б;

  — обос­но­ва­ние в п. в того, что S может при­ни­мать все целые зна­че­ния (от­лич­ные от −1 и 1);

  — обос­но­ва­ние в п. в того, что ра­вен­ства S = −1 и S = 1 не­воз­мож­ны.

1
Ре­ше­ние не со­от­вет­ству­ет ни од­но­му из кри­те­ри­ев, пе­ре­чис­лен­ных выше.0
Мак­си­маль­ный балл4
Источник: А. Ларин: Тре­ни­ро­воч­ный ва­ри­ант № 36
Классификатор алгебры: Числа и их свой­ства