Задания
Версия для печати и копирования в MS Word
Тип Д15 C4 № 505957
i

Диа­го­на­ли AC и BD тра­пе­ции ABCD пе­ре­се­ка­ют­ся в точке Е. Найти пло­щадь тра­пе­ции, если пло­щадь тре­уголь­ни­ка AED равна 9, а точка Е делит одну из диа­го­на­лей в от­но­ше­нии 1 : 3.

Спрятать решение

Ре­ше­ние.

В дан­ной за­да­че име­ет­ся не­од­но­знач­ность в вы­бо­ре ва­ри­ан­та бук­вен­но­го обо­зна­че­ния вер­шин тра­пе­ции, а также в вы­бо­ре боль­ше­го ос­но­ва­ния.

В этой связи воз­мож­ны сле­ду­ю­щие слу­чаи:

Слу­чай 1 (рис. 1).

Ос­но­ва­ния тра­пе­ции ВС и АD. \Delta BEC~\Delta DEA, k= дробь: чис­ли­тель: BE, зна­ме­на­тель: DE конец дроби = дробь: чис­ли­тель: 1, зна­ме­на­тель: 3 конец дроби .

Сле­до­ва­тель­но,  дробь: чис­ли­тель: S левая круг­лая скоб­ка DEA пра­вая круг­лая скоб­ка , зна­ме­на­тель: S левая круг­лая скоб­ка BEC пра­вая круг­лая скоб­ка конец дроби =3 в квад­ра­те =9. Зна­чит, S левая круг­лая скоб­ка BEC пра­вая круг­лая скоб­ка = дробь: чис­ли­тель: S левая круг­лая скоб­ка DEA пра­вая круг­лая скоб­ка , зна­ме­на­тель: 9 конец дроби =1.

Те­перь рас­смот­рим тре­уголь­ни­ки ABE и CBE. Они имеют общую вы­со­ту, про­ве­ден­ную к сто­ро­нам АЕ и СЕ со­от­вет­ствен­но. Сле­до­ва­тель­но, их пло­ща­ди от­но­сят­ся как 3 : 1.

От­сю­да S левая круг­лая скоб­ка ABE пра­вая круг­лая скоб­ка =3. Тре­уголь­ни­ки АСD и АВD также рав­но­ве­ли­ки как име­ю­щие одно и тоже ос­но­ва­ние АD и рав­ные вы­со­ты, про­ве­ден­ные к этой сто­ро­не.

S левая круг­лая скоб­ка АСD пра­вая круг­лая скоб­ка – S левая круг­лая скоб­ка ADE пра­вая круг­лая скоб­ка = S левая круг­лая скоб­ка АBD пра­вая круг­лая скоб­ка – S левая круг­лая скоб­ка ADE пра­вая круг­лая скоб­ка ; S левая круг­лая скоб­ка СDE пра­вая круг­лая скоб­ка = S левая круг­лая скоб­ка АBE пра­вая круг­лая скоб­ка =3.

Таким об­ра­зом, S(ABCD) = 9 + 1 + 3 + 3 = 16.

Слу­чай 2 (рис. 2).

Ос­но­ва­ния тра­пе­ции и AB. Как было по­ка­за­но выше, но с уче­том дру­гих обо­зна­че­ний по­лу­чим, что S левая круг­лая скоб­ка BCE пра­вая круг­лая скоб­ка =S левая круг­лая скоб­ка AED пра­вая круг­лая скоб­ка . Зна­чит, S левая круг­лая скоб­ка BCE пра­вая круг­лая скоб­ка =9.

Ана­ло­гич­но со слу­ча­ем 1 будем иметь:

S левая круг­лая скоб­ка СDE пра­вая круг­лая скоб­ка = 3S левая круг­лая скоб­ка АDE пра­вая круг­лая скоб­ка =3 умно­жить на 9=27,S левая круг­лая скоб­ка BEA пра­вая круг­лая скоб­ка = дробь: чис­ли­тель: S левая круг­лая скоб­ка CDE пра­вая круг­лая скоб­ка , зна­ме­на­тель: 9 конец дроби = дробь: чис­ли­тель: 27, зна­ме­на­тель: 9 конец дроби =3.

S левая круг­лая скоб­ка ABCD пра­вая круг­лая скоб­ка =9 плюс 9 плюс 27 плюс 3=48.

Слу­чай 3 (рис. 3).

Ос­но­ва­ния тра­пе­ции и BA. Тра­пе­ции BCDAи DABC сим­мет­рич­ны от­но­си­тель­но пря­мой, про­хо­дя­щей через се­ре­ди­ны их ос­но­ва­ний. Сле­до­ва­тель­но, как и в слу­чае 3,S левая круг­лая скоб­ка ABCD пра­вая круг­лая скоб­ка =9 плюс 9 плюс 27 плюс 3=48.

Слу­чай 4 (рис. 4).

Ос­но­ва­ния тра­пе­ции и BA. Как и в преды­ду­щих слу­ча­ях:

S левая круг­лая скоб­ка CED пра­вая круг­лая скоб­ка =S левая круг­лая скоб­ка BEA пра­вая круг­лая скоб­ка =3S левая круг­лая скоб­ка DAE пра­вая круг­лая скоб­ка ,S левая круг­лая скоб­ка BEC пра­вая круг­лая скоб­ка =9S левая круг­лая скоб­ка DAE пра­вая круг­лая скоб­ка .

По усло­вию S левая круг­лая скоб­ка DAE пра­вая круг­лая скоб­ка =9.

Зна­чит,

S левая круг­лая скоб­ка CED пра­вая круг­лая скоб­ка =S левая круг­лая скоб­ка BEA пра­вая круг­лая скоб­ка =3 умно­жить на 9=27,S левая круг­лая скоб­ка BEC пра­вая круг­лая скоб­ка =9 умно­жить на 9=81.

S левая круг­лая скоб­ка ABCD пра­вая круг­лая скоб­ка =27 плюс 27 плюс 9 плюс 81=144.

 

Ответ: 16; 48; 144.

Спрятать критерии
Критерии проверки:

Кри­те­рии оце­ни­ва­ния вы­пол­не­ния за­да­нияБаллы
Име­ет­ся вер­ное до­ка­за­тель­ство утвер­жде­ния пунк­та а и обос­но­ван­но по­лу­чен вер­ный ответ в пунк­те б.3
По­лу­чен обос­но­ван­ный ответ в пунк­те б.

ИЛИ

Име­ет­ся вер­ное до­ка­за­тель­ство утвер­жде­ния пунк­та а и при обос­но­ван­ном ре­ше­нии пунк­та б по­лу­чен не­вер­ный ответ из-за ариф­ме­ти­че­ской ошиб­ки.

2
Име­ет­ся вер­ное до­ка­за­тель­ство утвер­жде­ния пунк­та а.

ИЛИ

При обос­но­ван­ном ре­ше­нии пунк­та б по­лу­чен не­вер­ный ответ из-за ариф­ме­ти­че­ской ошиб­ки.

ИЛИ

Обос­но­ван­но по­лу­чен вер­ный ответ в пунк­те б и ис­поль­зо­ва­ни­ем утвер­жде­ния пунк­та а, при этом пункт а не вы­пол­нен.

1
Ре­ше­ние не со­от­вет­ству­ет ни од­но­му из кри­те­ри­ев, пе­ре­чис­лен­ных выше.0
Мак­си­маль­ный балл3
Источник: А. Ларин: Тре­ни­ро­воч­ный ва­ри­ант № 19
Классификатор планиметрии: Мно­го­уголь­ни­ки, По­до­бие