Задания
Версия для печати и копирования в MS Word
Тип 19 № 505869
i

У Лены три на­бо­ра, в каж­дом из ко­то­рых оди­на­ко­вое ко­ли­че­ство ручек (боль­ше 1). У Юли не­сколь­ко (боль­ше 1) на­бо­ров ручек, по 5 штук в каж­дом.

а)  При каком ко­ли­че­стве на­бо­ров у Юли, ко­ли­че­ство всех ручек у Лены не­чет­но, если всего у де­во­чек 105 ручек?

б)  Можно ли раз­ло­жить все ручки Юли и Лены в 12 на­бо­ров по 12 ручек в каж­дом?

в)  Можно ли раз­ло­жить все ручки Юли и Лены в k на­бо­ров по k ручек в каж­дом (k > 3)?

Спрятать решение

Ре­ше­ние.

а)  Пусть в каж­дом Ле­ни­ном на­бо­ре l ручек, а у Юли u на­бо­ров. Тогда по­лу­ча­ем урав­не­ние: 3l плюс 5u=105 По усло­вию у Лены не­чет­ное число ручек, зна­чит, 3l не­чет­но, и, со­от­вет­ствен­но, l не­чет­но. За­ме­тим, что 3l=5 левая круг­лая скоб­ка 21 минус u пра­вая круг­лая скоб­ка , зна­чит, l де­лит­ся на 5. Кроме того, 3l мень­ше 105. Зна­чит, оста­лось пе­ре­брать такие слу­чаи: l=5,l=15,l=25. Тогда со­от­вет­ствен­но, u=18;u=12;u=6.

б)  Ис­поль­зуя те же обо­зна­че­ния, по­лу­ча­ем урав­не­ние: 3l плюс 5u=144. До­ста­точ­но по­до­брать целые корни, боль­шие еди­ни­цы. На­при­мер, под­хо­дят числа l=3,u=27.

в)  Те­перь по­лу­ча­ем урав­не­ние: 3l плюс 5u=k в квад­ра­те или 5u=k в квад­ра­те минус 3l. До­ка­жем, что для лю­бо­го це­ло­го k боль­ше 3, най­дут­ся целые корни u,l, боль­шие еди­ни­цы.

Раз­бе­рем не­сколь­ко слу­ча­ев. Пусть k де­лит­ся на 5. Тогда можно взять l=5, и ясно, что под­хо­дя­щее u най­дет­ся. Пусть k дает оста­ток 1 или 4 при де­ле­нии на 5. Тогда k в квад­ра­те дает оста­ток 1 при де­ле­нии на 5. Далее возь­мем l, да­ю­щее оста­ток 2 при де­ле­нии на 5. Тогда k в квад­ра­те минус 3l де­лит­ся на 5, и нуж­ное u су­ще­ству­ет. Пусть k дает оста­ток 2 или 3 при де­ле­нии на 5. Тогда k в квад­ра­те дает оста­ток 4 при де­ле­нии на 5. Далее возь­мем l, да­ю­щее оста­ток 3 при де­ле­нии на 5. Тогда k в квад­ра­те минус 3l де­лит­ся на 5, и нуж­ное u су­ще­ству­ет.

 

Ответ: а)  18, 12, 6; б)  да; в)  да.

Спрятать критерии
Критерии проверки:

Кри­те­рии оце­ни­ва­ния вы­пол­не­ния за­да­нияБаллы
Верно по­лу­че­ны все пе­ре­чис­лен­ные (см. кри­те­рий на 1 балл) ре­зуль­та­ты4
Верно по­лу­че­ны три из пе­ре­чис­лен­ных (см. кри­те­рий на 1 балл) ре­зуль­та­тов3
Верно по­лу­че­ны два из пе­ре­чис­лен­ных (см. кри­те­рий на 1 балл) ре­зуль­та­тов2
Верно по­лу­чен один из сле­ду­ю­щий ре­зуль­та­тов:

―  обос­но­ван­ное ре­ше­ние в п. а;

―  при­мер в п. б;

―  ис­ко­мая оцен­ка в п. в;

―  при­мер в п. в, обес­пе­чи­ва­ю­щий точ­ность преды­ду­щей оцен­ки

1
Ре­ше­ние не со­от­вет­ству­ет ни од­но­му из кри­те­ри­ев, пе­ре­чис­лен­ных выше0
Мак­си­маль­ный балл4
Источник: А. Ларин: Тре­ни­ро­воч­ный ва­ри­ант № 4
Классификатор алгебры: Сю­жет­ные за­да­чи: кино, театр, мотки верёвки
Dmitry Pavlov 13.04.2022 20:54

Ответ в) нет: по­про­буй­те раз­ло­жить 7 на­бо­ров по 7 ручек. У Лены 3 на­бо­ра, у Юли 4 на­бо­ра по 5 (всего 20 ручек). Тогда у всего у Лены 29 ручек долж­но быть, но 29 не де­лит­ся на 3. Зна­чит, это не­воз­мож­но.

Татьяна Кравченко

За­да­ние пунк­тов б) и в) не хо­ро­шо сфор­му­ли­ро­ва­но. Фор­му­ли­ров­ку можно по­нять так, что при любых u и l най­дет­ся такое k, что ручки можно раз­ло­жить в к на­бо­ров по к ручек в каж­дом. Это не­вер­но и легко опро­вер­га­ет­ся при­ме­ром. Ре­ше­ние при­ве­де­но для та­ко­го во­про­са: най­дут­ся ли такие u и l, что можно раз­ло­жить ручки в k на­бо­ров по k ручек в каж­дом.