Задания
Версия для печати и копирования в MS Word
Тип Д19 C7 № 505849
i

В лицее № 4 оцен­ки ста­вят в ат­те­стат по успе­ва­е­мо­сти за 9 и 11 клас­сы. Если оцен­ки от­ли­ча­ют­ся на 1 балл, то ста­вят в поль­зу уче­ни­ка, если более, чем на 1 балл, то ста­вят сред­нее. Из­вест­но, что в 9 и 11 клас­сах у Лены было 5 пред­ме­тов, причём сред­нее ариф­ме­ти­че­ское всех оце­нок в 9 класс равно 4,6, а сред­нее ариф­ме­ти­че­ское всех оце­нок в 11 клас­се равно 4,8.

а)  Могла ли Лена по­лу­чить от­лич­ный ат­те­стат?

б)  Могла ли Лена за­кон­чить лицей с трой­кой?

в)  В спец. клас­се лицея n пред­ме­тов. Если бы Лена там обу­ча­лась, и сред­нее ариф­ме­ти­че­ское всех оце­нок за 9 класс ока­за­лось равно 4,1, а за 11 класс  — 4,9, то она стала бы от­лич­ни­цей. При каком наи­мень­шем n это воз­мож­но?

Спрятать решение

Ре­ше­ние.

а)  Могла. При­ве­дем при­мер: в 9-ом клас­се Лена по­лу­чи­ла оцен­ки 5, 5, 5, 4, 4, а в 11-ом клас­се за те же пред­ме­ты оцен­ки 5, 5, 4, 5, 5. Тогда Лена по­лу­чит от­лич­ный ат­те­стат.

б)  Не могла. Для того, чтобы в ат­те­ста­те по ка­ко­му-то пред­ме­ту сто­я­ла трой­ка, не­об­хо­ди­мо по­лу­чить по этому пред­ме­ту трой­ку и в 9-ом и в 11-ом клас­се. Но если в 11-ом клас­се есть трой­ка, то сред­ний балл будет не боль­ше, чем  дробь: чис­ли­тель: 3 плюс 5 плюс 5 плюс 5 плюс 5, зна­ме­на­тель: 5 конец дроби =4,6. Про­ти­во­ре­чие.

в)  Ясно, что троек не может быть ни в одном клас­се (иначе по этому пред­ме­ту Лена по­лу­чит трой­ку или чет­вер­ку). Тогда пусть m  — ко­ли­че­ство чет­ве­рок в 9-ом клас­се, а k  — ко­ли­че­ство пя­те­рок в 11-ом клас­се. Из усло­вия по­лу­ча­ем урав­не­ния: 4m плюс 5 левая круг­лая скоб­ка n минус m пра­вая круг­лая скоб­ка =4,1n и 4 левая круг­лая скоб­ка n минус k пра­вая круг­лая скоб­ка плюс 5k=4,9n. Решая их, по­лу­чим, что m= дробь: чис­ли­тель: 9, зна­ме­на­тель: 10 конец дроби n. Зна­чит, n де­лит­ся на 10, по­это­му ми­ни­маль­но воз­мож­ное n равно 10. При­мер такой си­ту­а­ции: оцен­ки в 9-ом клас­се 5, 4, 4, 4, 4, 4, 4, 4, 4, 4. Оцен­ки в 11-ом клас­се: 4, 5, 5, 5, 5, 5, 5, 5, 5, 5.

Спрятать критерии
Критерии проверки:

Кри­те­рии оце­ни­ва­ния вы­пол­не­ния за­да­нияБаллы
Верно по­лу­че­ны все пе­ре­чис­лен­ные (см. кри­те­рий на 1 балл) ре­зуль­та­ты.4
Верно по­лу­че­ны три из пе­ре­чис­лен­ных (см. кри­те­рий на 1 балл) ре­зуль­та­тов.3
Верно по­лу­че­ны два из пе­ре­чис­лен­ных (см. кри­те­рий на 1 балл) ре­зуль­та­тов.2
Верно по­лу­чен один из сле­ду­ю­щих ре­зуль­та­тов:

  — при­мер в п. а;

  — обос­но­ван­ное ре­ше­ние п. б;

  — обос­но­ва­ние в п. в того, что S может при­ни­мать все целые зна­че­ния (от­лич­ные от −1 и 1);

  — обос­но­ва­ние в п. в того, что ра­вен­ства S = −1 и S = 1 не­воз­мож­ны.

1
Ре­ше­ние не со­от­вет­ству­ет ни од­но­му из кри­те­ри­ев, пе­ре­чис­лен­ных выше.0
Мак­си­маль­ный балл4
Источник: А. Ларин: Тре­ни­ро­воч­ный ва­ри­ант № 2
Классификатор алгебры: Числа и их свой­ства