Задания
Версия для печати и копирования в MS Word
Тип Д17 C6 № 505848
i

Най­ди­те все зна­че­ния a, при каж­дом из ко­то­рых мно­же­ство точек (x; y), удо­вле­тво­ря­ю­щих усло­вию

 си­сте­ма вы­ра­же­ний минус 2 мень­ше или равно x\leqslant2, со­во­куп­ность вы­ра­же­ний y= минус ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: 3 конец ар­гу­мен­та |x| плюс 2 ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: 3 конец ар­гу­мен­та ,y=0. конец си­сте­мы . конец со­во­куп­но­сти .

будут иметь три общие точки с кри­вой, за­дан­ной урав­не­ни­ем

x в квад­ра­те плюс y в квад­ра­те минус a в квад­ра­те = дробь: чис­ли­тель: 4, зна­ме­на­тель: 3 конец дроби левая круг­лая скоб­ка ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: 3 конец ар­гу­мен­та y минус 1 пра­вая круг­лая скоб­ка .

Спрятать решение

Ре­ше­ние.

Если какая-то точка  левая круг­лая скоб­ка x,y пра­вая круг­лая скоб­ка под­хо­дит в си­сте­му и в урав­не­ние кри­вой, то и точка  левая круг­лая скоб­ка минус x,y пра­вая круг­лая скоб­ка тоже под­хо­дит. По­это­му для по­лу­че­ния не­чет­но­го числа общих точек тре­бу­ет­ся, чтобы абс­цис­са одной из общих точек была равна нулю. Тогда это либо  левая круг­лая скоб­ка 0;0 пра­вая круг­лая скоб­ка , либо  левая круг­лая скоб­ка 0;2 ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: 3 конец ар­гу­мен­та пра­вая круг­лая скоб­ка .

Слу­чай 1. Это точка  левая круг­лая скоб­ка 0;0 пра­вая круг­лая скоб­ка . Тогда из урав­не­ния кри­вой по­лу­чим a=\pm дробь: чис­ли­тель: 2, зна­ме­на­тель: ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: 3 конец ар­гу­мен­та конец дроби , и само урав­не­ние при­мет вид x в квад­ра­те плюс y в квад­ра­те минус дробь: чис­ли­тель: 4, зна­ме­на­тель: ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: 3 конец ар­гу­мен­та конец дроби y=0. Ясно, что при y=0 дру­гих точек пе­ре­се­че­ния нет. Если же y= минус ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: 3 конец ар­гу­мен­та |x| плюс 2 ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: 3 конец ар­гу­мен­та , то по­лу­ча­ем 4|x| в квад­ра­те минус 8|x| плюс 4=0, име­ю­щее корни x=\pm 1. Итого три точки пе­ре­се­че­ния.

Слу­чай 2. Это точка  левая круг­лая скоб­ка 0;2 ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: 3 конец ар­гу­мен­та пра­вая круг­лая скоб­ка . Тогда из урав­не­ния кри­вой по­лу­чим a=\pm дробь: чис­ли­тель: 4, зна­ме­на­тель: ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: 3 конец ар­гу­мен­та конец дроби , и само урав­не­ние при­мет вид x в квад­ра­те плюс y в квад­ра­те минус дробь: чис­ли­тель: 4, зна­ме­на­тель: ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: 3 конец ар­гу­мен­та конец дроби y минус 4=0. Ясно, что при y=0 под­хо­дят x=\pm 2, и это еще две точки пе­ре­се­че­ния.

Если же y= минус ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: 3 конец ар­гу­мен­та |x| плюс 2 ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: 3 конец ар­гу­мен­та , то по­лу­ча­ем 4|x| в квад­ра­те минус 8|x|=0, от­ку­да x=0, x=\pm 2. Од­на­ко для них по­лу­ча­ют­ся те же точки пе­ре­се­че­ния, ко­то­рые мы уже нашли.

 

Ответ: a=\pm дробь: чис­ли­тель: 2, зна­ме­на­тель: ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: 3 конец ар­гу­мен­та конец дроби , a=\pm дробь: чис­ли­тель: 4, зна­ме­на­тель: ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: 3 конец ар­гу­мен­та конец дроби .

 

При­ме­ча­ние. Если ре­шать за­да­чу гра­фи­че­ски, то си­сте­ма за­да­ет рав­но­сто­рон­ний тре­уголь­ник со сто­ро­ной 4, а кри­вая пред­став­ля­ет собой окруж­ность с цен­тром в цен­тре этого тре­уголь­ни­ка и ра­ди­у­сом |a|. Устра­и­ва­ю­щие нас две си­ту­а­ции со­от­вет­ству­ют слу­ча­ям впи­сан­ной и опи­сан­ной окруж­но­сти тре­уголь­ни­ка.

Спрятать критерии
Критерии проверки:

Кри­те­рии оце­ни­ва­ния вы­пол­не­ния за­да­нияБаллы
Обос­но­ван­но по­лу­чен пра­виль­ный ответ.4
С по­мо­щью вер­но­го рас­суж­де­ния по­лу­че­но мно­же­ство зна­че­ний a, от­ли­ча­ю­ще­е­ся от ис­ко­мо­го ко­неч­ным чис­лом точек.3
С по­мо­щью вер­но­го рас­суж­де­ния по­лу­че­ны все гра­нич­ные точки ис­ко­мо­го мно­же­ства зна­че­ний a.2
Верно най­де­на хотя бы одна гра­нич­ная точка ис­ко­мо­го мно­же­ства зна­че­ний a

ИЛИ

уста­нов­ле­но, что ис­ход­ное урав­не­ние при всех зна­че­ни­ях a имеет един­ствен­ное ре­ше­ние .

1
Ре­ше­ние не со­от­вет­ству­ет ни од­но­му из кри­те­ри­ев, пе­ре­чис­лен­ных выше.0
Источник: А. Ларин: Тре­ни­ро­воч­ный ва­ри­ант № 2
Классификатор алгебры: Си­сте­мы с па­ра­мет­ром