Задания
Версия для печати и копирования в MS Word
Тип Д19 C7 № 505807
i

На­пи­са­но 1992‐знач­ное число. Каж­дое дву­знач­ное число, об­ра­зо­ван­ное со­сед­ни­ми циф­ра­ми, де­лит­ся на 17 или на 23. По­след­няя цифра числа 1.

а)  Де­лит­ся ли дан­ное число на 3?

б)  Ка­ко­ва пер­вая цифра числа?

Спрятать решение

Ре­ше­ние.

Вы­пи­шем все дву­знач­ные числа, де­ля­щи­е­ся на 17 или 23. Это 17, 34, 51, 68, 85, 23, 46, 69, 92. У всех этих чисел по­след­ние цифры раз­лич­ны, зна­чит, ис­ко­мое число мы смо­жем вос­ста­но­вить од­но­знач­но. По­след­няя цифра 1, зна­чит, со­от­вет­ству­ю­щее дву­знач­ное чисто 51, т. е. преды­ду­щая цифра в числе 5. Эта цифра 5 со­от­вет­ству­ет дву­знач­но­му числу 85, сле­до­ва­тель­но, перед ней стоит цифра 8. Рас­суж­дая ана­ло­гич­но, по­лу­чим ряд из де­вя­ти по­след­них цифр числа: 692346851. Набор 92346 будет те­перь всё время по­вто­рять­ся. Всего же цифр 1992, в том числе: 3 по­след­ние, 5 цифр из пе­ри­о­да, встре­ча­ю­щи­е­ся 397 раз, и ещё 4 цифры  — по­след­ние 4 цифры пе­ри­о­да, они же  — пер­вые 4 цифры числа. Таким об­ра­зом, пер­вая цифра ис­ко­мо­го числа 2.

Най­дем сумму цифр этого числа:

2 + 3 + 4 + 6 + 397(9 + 2 + 3 + 4 + 6) + 8 + 5 + 1 = 9557.

Это число не де­лит­ся на 3, зна­чит, и дан­ное в усло­вии число не де­лит­ся на 3.

 

Ответ: а) нет; б) 2.

Спрятать критерии
Критерии проверки:

Кри­те­рии оце­ни­ва­ния вы­пол­не­ния за­да­нияБаллы
Верно по­лу­че­ны все пе­ре­чис­лен­ные (см. кри­те­рий на 1 балл) ре­зуль­та­ты.4
Верно по­лу­че­ны три из пе­ре­чис­лен­ных (см. кри­те­рий на 1 балл) ре­зуль­та­тов.3
Верно по­лу­че­ны два из пе­ре­чис­лен­ных (см. кри­те­рий на 1 балл) ре­зуль­та­тов.2
Верно по­лу­чен один из сле­ду­ю­щих ре­зуль­та­тов:

  — при­мер в п. а;

  — обос­но­ван­ное ре­ше­ние п. б;

  — обос­но­ва­ние в п. в того, что S может при­ни­мать все целые зна­че­ния (от­лич­ные от −1 и 1);

  — обос­но­ва­ние в п. в того, что ра­вен­ства S = −1 и S = 1 не­воз­мож­ны.

1
Ре­ше­ние не со­от­вет­ству­ет ни од­но­му из кри­те­ри­ев, пе­ре­чис­лен­ных выше.0
Мак­си­маль­ный балл4
Источник: А. Ларин: Тре­ни­ро­воч­ный ва­ри­ант № 75
Классификатор алгебры: Числа и их свой­ства