Задания
Версия для печати и копирования в MS Word

В окруж­ность впи­сан че­ты­рех­уголь­ник ABCD, диа­го­на­ли ко­то­ро­го вза­им­но пер­пен­ди­ку­ляр­ны и пе­ре­се­ка­ют­ся в точке E. Пря­мая, про­хо­дя­щая через точку E и пер­пен­ди­ку­ляр­ная к AB, пе­ре­се­ка­ет сто­ро­ну CD в точке M.

а)  До­ка­жи­те, что EM  — ме­ди­а­на тре­уголь­ни­ка CED.

б)  Най­ди­те EM, если AD = 8, AB = 4 и угол CDB равен 60°.

Спрятать решение

Ре­ше­ние.

а)  углы ∠BDC и ∠BAC равны, так как они опи­ра­ют­ся на одну и ту же дугу BC. Тогда в тре­уголь­ни­ке ABE угол ∠ABE  =  30° (так как ∠BAC  =  60°). Обо­зна­чим точку пе­ре­се­че­ния пря­мой ME со сто­ро­ной AB за K. Тогда в пря­мо­уголь­ном тре­уголь­ни­ке BKE угол ∠BEK  =  60°. Далее, ∠BEK = ∠MED  =  60° (как вер­ти­каль­ные). От­сю­да по­лу­ча­ем, что \triangle EDM  — рав­но­сто­рон­ний (так как все углы по 60 гра­ду­сов), то есть EM  =  ED  =  MD  =  x. Так как в пря­мо­уголь­ном тре­уголь­ни­ке CED про­тив угла в 30° лежит катет, в 2 раза мень­ший ги­по­те­ну­зы, то CD = 2x. По­лу­чи­ли, что так как DM = x, точка M яв­ля­ет­ся се­ре­ди­ной ги­по­те­ну­зы CD, то есть EM  — ме­ди­а­на ΔCED. Что и тре­бо­ва­лось до­ка­зать.

 

б)  из ΔABE по­лу­ча­ем, что AE = дробь: чис­ли­тель: AB, зна­ме­на­тель: 2 конец дроби = 2. Тогда по тео­ре­ме Пи­фа­го­ра из ΔADE по­лу­ча­ем:

ED = ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: AD в квад­ра­те минус AE в квад­ра­те конец ар­гу­мен­та = ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: 64 минус 4 конец ар­гу­мен­та = 2 ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: 15 конец ар­гу­мен­та .

От­сю­да по­лу­ча­ем, что EM = ED = 2 ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: 15 конец ар­гу­мен­та .

 

Ответ: 2 ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: 15 конец ар­гу­мен­та .

Спрятать критерии
Критерии проверки:

Кри­те­рии оце­ни­ва­ния вы­пол­не­ния за­да­нияБаллы
Име­ет­ся вер­ное до­ка­за­тель­ство утвер­жде­ния пунк­та а и обос­но­ван­но по­лу­чен вер­ный ответ в пунк­те б.3
По­лу­чен обос­но­ван­ный ответ в пунк­те б.

ИЛИ

Име­ет­ся вер­ное до­ка­за­тель­ство утвер­жде­ния пунк­та а и при обос­но­ван­ном ре­ше­нии пунк­та б по­лу­чен не­вер­ный ответ из-за ариф­ме­ти­че­ской ошиб­ки.

2
Име­ет­ся вер­ное до­ка­за­тель­ство утвер­жде­ния пунк­та а.

ИЛИ

При обос­но­ван­ном ре­ше­нии пунк­та б по­лу­чен не­вер­ный ответ из-за ариф­ме­ти­че­ской ошиб­ки.

ИЛИ

Обос­но­ван­но по­лу­чен вер­ный ответ в пунк­те б и ис­поль­зо­ва­ни­ем утвер­жде­ния пунк­та а, при этом пункт а не вы­пол­нен.

1
Ре­ше­ние не со­от­вет­ству­ет ни од­но­му из кри­те­ри­ев, пе­ре­чис­лен­ных выше.0
Мак­си­маль­ный балл3

Аналоги к заданию № 505691: 505787 508157 Все

Источник: А. Ларин: Тре­ни­ро­воч­ный ва­ри­ант № 56
Методы геометрии: Углы в окруж­но­стях {центр., впис., опи­ра­ю­щи­е­ся на одну дугу}
Классификатор планиметрии: Ком­би­на­ции фигур, Окруж­но­сти, Окруж­ность, опи­сан­ная во­круг че­ты­рех­уголь­ни­ка, Четырёхуголь­ник со вза­им­но пер­пен­ди­ку­ляр­ны­ми диа­го­на­ля­ми