Задания
Версия для печати и копирования в MS Word
Тип Д15 C4 № 505625
i

Пря­мая, па­рал­лель­ная ос­но­ва­ни­ям BC и AD тра­пе­ции ABCD, пе­ре­се­ка­ет бо­ко­вые сто­ро­ны AB и CD в точ­ках M и N. Диа­го­на­ли AC и BD пе­ре­се­ка­ют­ся в точке O. Пря­мая MN пе­ре­се­ка­ет сто­ро­ны OA и OD тре­уголь­ни­ка AOD в точ­ках K и L со­от­вет­ствен­но.

а)  До­ка­жи­те, что MK  =  NL.

б)  Най­ди­те MN, если из­вест­но, что BC  =  3, AD  =  8 и MK : KL  =  1 : 3.

Спрятать решение

Ре­ше­ние.

В ре­ше­нии за­да­чи будем ис­поль­зо­вать по­до­бие тре­уголь­ни­ков и тео­ре­му Фа­ле­са.

а)  Тре­уголь­ни­ки AMK и ABC по­доб­ны по 2 углам (∠ A  — общий, ∠AMK = ∠ABC, как со­от­вет­ствен­ные при па­рал­лель­ных пря­мых). Тогда  дробь: чис­ли­тель: AB, зна­ме­на­тель: AM конец дроби = дробь: чис­ли­тель: BC, зна­ме­на­тель: MK конец дроби = дробь: чис­ли­тель: AC, зна­ме­на­тель: AK конец дроби . По тео­ре­ме Фа­ле­са по­лу­ча­ем  дробь: чис­ли­тель: AK, зна­ме­на­тель: KC конец дроби = дробь: чис­ли­тель: ND, зна­ме­на­тель: NC конец дроби , от­ку­да

 дробь: чис­ли­тель: AC, зна­ме­на­тель: AK конец дроби = дробь: чис­ли­тель: AK плюс KC, зна­ме­на­тель: AK конец дроби = 1 плюс дробь: чис­ли­тель: KC, зна­ме­на­тель: AK конец дроби = 1 плюс дробь: чис­ли­тель: NC, зна­ме­на­тель: ND конец дроби = дробь: чис­ли­тель: DN плюс NC, зна­ме­на­тель: ND конец дроби = дробь: чис­ли­тель: CD, зна­ме­на­тель: ND конец дроби = дробь: чис­ли­тель: BC, зна­ме­на­тель: NL конец дроби

(по­след­нее ра­вен­ство сле­ду­ет из по­до­бия тре­уголь­ни­ков BDC и LDN по двум углам). Сле­до­ва­тель­но,  дробь: чис­ли­тель: BC, зна­ме­на­тель: MK конец дроби = дробь: чис­ли­тель: BC, зна­ме­на­тель: NL конец дроби , от­ку­да MK  =  NL. Что и тре­бо­ва­лось до­ка­зать.

 

б)  Обо­зна­чим MK  =  NL  =  x, KL  =  3x. Из тре­уголь­ни­ков ABC и AMK:

 дробь: чис­ли­тель: BC, зна­ме­на­тель: MK конец дроби = дробь: чис­ли­тель: AC, зна­ме­на­тель: AK конец дроби \Rightarrow дробь: чис­ли­тель: 3, зна­ме­на­тель: x конец дроби = 1 плюс дробь: чис­ли­тель: KC, зна­ме­на­тель: AK конец дроби .

Из по­доб­ных тре­уголь­ни­ков ACD и KCN (опять же по 2-м углам):

 дробь: чис­ли­тель: AD, зна­ме­на­тель: KN конец дроби = дробь: чис­ли­тель: AC, зна­ме­на­тель: KC конец дроби \Rightarrow дробь: чис­ли­тель: 8, зна­ме­на­тель: 4x конец дроби = 1 плюс дробь: чис­ли­тель: AK, зна­ме­на­тель: KC конец дроби .

Обо­зна­чим  дробь: чис­ли­тель: KC, зна­ме­на­тель: AK конец дроби = t и вы­пи­шем по­лу­чен­ную си­сте­му двух урав­не­ний:

 левая фи­гур­ная скоб­ка \beginaligned новая стро­ка дробь: чис­ли­тель: 3, зна­ме­на­тель: x конец дроби = 1 плюс t новая стро­ка дробь: чис­ли­тель: 2, зна­ме­на­тель: x конец дроби = 1 плюс дробь: чис­ли­тель: 1, зна­ме­на­тель: t конец дроби  \endaligned . рав­но­силь­но левая фи­гур­ная скоб­ка \beginaligned новая стро­ка t = дробь: чис­ли­тель: 3, зна­ме­на­тель: x конец дроби минус 1 новая стро­ка дробь: чис­ли­тель: 2, зна­ме­на­тель: x конец дроби = 1 плюс дробь: чис­ли­тель: 1, зна­ме­на­тель: дробь: чис­ли­тель: 3, зна­ме­на­тель: x конец дроби минус 1 конец дроби  \endaligned . \Rightarrow дробь: чис­ли­тель: 2, зна­ме­на­тель: x конец дроби = дробь: чис­ли­тель: 3, зна­ме­на­тель: 3 минус x конец дроби  \Rightarrow
\Rightarrow 6 минус 2x = 3x рав­но­силь­но 5x = 6 рав­но­силь­но \ x = 1,2.

Окон­ча­тель­но MN = 5x = 5 умно­жить на 1,2 = 6.

 

Ответ: 6.

Спрятать критерии
Критерии проверки:

Кри­те­рии оце­ни­ва­ния вы­пол­не­ния за­да­нияБаллы
Име­ет­ся вер­ное до­ка­за­тель­ство утвер­жде­ния пунк­та а и обос­но­ван­но по­лу­чен вер­ный ответ в пунк­те б.3
По­лу­чен обос­но­ван­ный ответ в пунк­те б.

ИЛИ

Име­ет­ся вер­ное до­ка­за­тель­ство утвер­жде­ния пунк­та а и при обос­но­ван­ном ре­ше­нии пунк­та б по­лу­чен не­вер­ный ответ из-за ариф­ме­ти­че­ской ошиб­ки.

2
Име­ет­ся вер­ное до­ка­за­тель­ство утвер­жде­ния пунк­та а.

ИЛИ

При обос­но­ван­ном ре­ше­нии пунк­та б по­лу­чен не­вер­ный ответ из-за ариф­ме­ти­че­ской ошиб­ки.

ИЛИ

Обос­но­ван­но по­лу­чен вер­ный ответ в пунк­те б и ис­поль­зо­ва­ни­ем утвер­жде­ния пунк­та а, при этом пункт а не вы­пол­нен.

1
Ре­ше­ние не со­от­вет­ству­ет ни од­но­му из кри­те­ри­ев, пе­ре­чис­лен­ных выше.0
Мак­си­маль­ный балл3
Источник: А. Ларин: Тре­ни­ро­воч­ный ва­ри­ант № 46
Методы геометрии: Тео­ре­ма Фа­ле­са
Классификатор планиметрии: Мно­го­уголь­ни­ки, По­до­бие