Задания
Версия для печати и копирования в MS Word
Тип 17 № 634664
i

В ост­ро­уголь­ном тре­уголь­ни­ке ABC на вы­со­те AD взята точка M, а на вы­со­те BP точка N так, что углы BMC и ANC  — пря­мые. Из­вест­но, что \angle M C N=30 в сте­пе­ни левая круг­лая скоб­ка \circ пра­вая круг­лая скоб­ка и  M N=4 плюс 2 ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: 3 конец ар­гу­мен­та .

а)  До­ка­жи­те, что  дробь: чис­ли­тель: M D в квад­ра­те , зна­ме­на­тель: B D умно­жить на C D конец дроби =1.

б)  Най­ди­те длину бис­сек­три­сы CL тре­уголь­ни­ка MCN.

Спрятать решение

Ре­ше­ние.

а)  За­ме­тим, что \angle BMD=90 гра­ду­сов минус \angle CMD=\angle MCD. По­это­му тре­уголь­ни­ки BMD и MCD по­доб­ны по двум углам, зна­чит, MD:CD=BD:MD, от­ку­да MD в квад­ра­те =BD умно­жить на CD.

б)  Из по­до­бия тре­уголь­ни­ков CNP и CAN по­лу­ча­ем, что CN:CP=CA:CN. От­сю­да сле­ду­ет, что CN в квад­ра­те =CP умно­жить на CA. Из по­до­бия тре­уголь­ни­ков CMD и CBM по­лу­ча­ем, что CM:CD=CB:CM, а по­то­му CM в квад­ра­те =CD умно­жить на CB. Из по­до­бия тре­уголь­ни­ков CPB и CDA по­лу­ча­ем, что CP:CD=CB:CA, от­ку­да сле­ду­ет, что CP умно­жить на CA=CB умно­жить на CD. Таким об­ра­зом, CN в квад­ра­те =CM в квад­ра­те или CN=CM. Сле­до­ва­тель­но, от­ре­зок CL  — бис­сек­три­са и вы­со­та тре­уголь­ни­ка CMN.

Пусть CN=x, тогда по тео­ре­ме ко­си­ну­сов по­лу­ча­ем

2x в квад­ра­те минус 2x в квад­ра­те умно­жить на дробь: чис­ли­тель: ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: 3 конец ар­гу­мен­та , зна­ме­на­тель: 2 конец дроби = левая круг­лая скоб­ка 4 плюс 2 ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: 3 конец ар­гу­мен­та пра­вая круг­лая скоб­ка в квад­ра­те рав­но­силь­но x в квад­ра­те левая круг­лая скоб­ка 2 минус ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: 3 конец ар­гу­мен­та пра­вая круг­лая скоб­ка =28 плюс 16 ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: 3 конец ар­гу­мен­та рав­но­силь­но
 рав­но­силь­но x в квад­ра­те = левая круг­лая скоб­ка 2 плюс ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: 3 конец ар­гу­мен­та пра­вая круг­лая скоб­ка умно­жить на левая круг­лая скоб­ка 28 плюс 16 ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: 3 конец ар­гу­мен­та пра­вая круг­лая скоб­ка рав­но­силь­но x в квад­ра­те =60 ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: 3 конец ар­гу­мен­та плюс 104.

По тео­ре­ме Пи­фа­го­ра, CL в квад­ра­те =CN в квад­ра­те минус NL в квад­ра­те , то есть

CL в квад­ра­те = 60 ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: 3 конец ар­гу­мен­та плюс 104 минус левая круг­лая скоб­ка 2 плюс ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: 3 конец ар­гу­мен­та пра­вая круг­лая скоб­ка в квад­ра­те =97 плюс 56 ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: 3 конец ар­гу­мен­та =49 плюс 56 ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: 3 конец ар­гу­мен­та плюс 48= левая круг­лая скоб­ка 7 плюс 4 ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: 3 конец ар­гу­мен­та пра­вая круг­лая скоб­ка в квад­ра­те ,

тогда CL = 7 плюс 4 ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: 3 конец ар­гу­мен­та .

 

Ответ: б) 7 плюс 4 ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: 3 конец ар­гу­мен­та .

 

При­ме­ча­ние.

За­ме­тим, что фор­му­ла  дробь: чис­ли­тель: M D в квад­ра­те , зна­ме­на­тель: B D умно­жить на C D конец дроби =1 пред­став­ля­ет собой из­вест­ное со­от­но­ше­ние: вы­со­та пря­мо­уголь­но­го тре­уголь­ни­ка, про­ве­ден­ная из вер­ши­ны пря­мо­го угла, яв­ля­ет­ся сред­ним про­пор­ци­о­наль­ным между про­ек­ци­я­ми ка­те­тов на ги­по­те­ну­зу.

Спрятать критерии
Критерии проверки:

Кри­те­рии оце­ни­ва­ния вы­пол­не­ния за­да­нияБаллы
Име­ет­ся вер­ное до­ка­за­тель­ство утвер­жде­ния пунк­та a) и обос­но­ван­но по­лу­чен вер­ный ответ в пунк­те б)3
По­лу­чен обос­но­ван­ный ответ в пунк­те б)

ИЛИ

име­ет­ся вер­ное до­ка­за­тель­ство утвер­жде­ния пунк­та а) и при обос­но­ван­ном ре­ше­нии пунк­та б) по­лу­чен не­вер­ный ответ из-за ариф­ме­ти­че­ской ошиб­ки

2
Име­ет­ся вер­ное до­ка­за­тель­ство утвер­жде­ния пунк­та а)

ИЛИ

при обос­но­ван­ном ре­ше­нии пунк­та б) по­лу­чен не­вер­ный ответ из-за ариф­ме­ти­че­ской ошиб­ки,

ИЛИ

обос­но­ван­но по­лу­чен вер­ный ответ в пунк­те б) с ис­поль­зо­ва­ни­ем утвер­жде­ния пунк­та а), при этом пункт а) не вы­пол­нен

1
Ре­ше­ние не со­от­вет­ству­ет ни од­но­му из кри­те­ри­ев, при­ведённых выше0
Мак­си­маль­ный балл3
Источник: А. Ларин. Тре­ни­ро­воч­ный ва­ри­ант № 407
Методы геометрии: Тео­ре­ма ко­си­ну­сов, Тео­ре­ма Пи­фа­го­ра
Классификатор планиметрии: Тре­уголь­ни­ки, По­до­бие