Задания
Версия для печати и копирования в MS Word
Тип 17 № 562494
i

Точки D и E  — се­ре­ди­ны сто­рон AC и BC тре­уголь­ни­ка ABC со­от­вет­ствен­но. На от­рез­ке DE как на диа­мет­ре по­стро­е­на окруж­ность, пе­ре­се­ка­ю­щая про­дол­же­ния сто­рон AC и BC в точ­ках M и N со­от­вет­ствен­но.

а)  До­ка­жи­те, что бис­сек­три­сы углов MEN и NDM пе­ре­се­ка­ют­ся на этой окруж­но­сти.

б)  Най­ди­те MN, если из­вест­но, что AB  =  14, BC  =  10, AC  =  6.

Спрятать решение

Ре­ше­ние.

а)  Пусть P  — се­ре­ди­на мень­шей дуги MN. Тогда по тео­ре­ме о впи­сан­ном угле DP  — бис­сек­три­са угла NDM, а PE  — бис­сек­три­са угла MEN. Зна­чит, эти бис­сек­три­сы дей­стви­тель­но пе­ре­се­ка­ют­ся на окруж­но­сти, а имен­но в точке P.

б)  За­пи­шем тео­ре­му ко­си­ну­сов для тре­уголь­ни­ка ABC. По­лу­чим ра­вен­ство:

14 в квад­ра­те =10 в квад­ра­те плюс 6 в квад­ра­те минус 2 умно­жить на 10 умно­жить на 6 умно­жить на ко­си­нус \angle C.

От­сю­да  ко­си­нус \angle C= минус дробь: чис­ли­тель: 1, зна­ме­на­тель: 2 конец дроби , то есть \angle C=120 в сте­пе­ни левая круг­лая скоб­ка \circ пра­вая круг­лая скоб­ка . Тогда \angle DCN=\angle ECM = 60 в сте­пе­ни левая круг­лая скоб­ка \circ пра­вая круг­лая скоб­ка , а зна­чит, CN= дробь: чис­ли­тель: DC, зна­ме­на­тель: 2 конец дроби = дробь: чис­ли­тель: AC, зна­ме­на­тель: 4 конец дроби , CM= дробь: чис­ли­тель: CE, зна­ме­на­тель: 2 конец дроби = дробь: чис­ли­тель: CB, зна­ме­на­тель: 4 конец дроби . Сле­до­ва­тель­но, тре­уголь­ник MCN по­до­бен тре­уголь­ни­ку BCA с ко­эф­фи­ци­ен­том  дробь: чис­ли­тель: 1, зна­ме­на­тель: 4 конец дроби , от­ку­да MN= дробь: чис­ли­тель: AB, зна­ме­на­тель: 4 конец дроби =3,5.

 

Ответ: 3,5.

Спрятать критерии
Критерии проверки:

Кри­те­рии оце­ни­ва­ния вы­пол­не­ния за­да­нияБаллы
Име­ет­ся вер­ное до­ка­за­тель­ство утвер­жде­ния пунк­та а и обос­но­ван­но по­лу­чен вер­ный ответ в пунк­те б3
По­лу­чен обос­но­ван­ный ответ в пунк­те б

ИЛИ

име­ет­ся вер­ное до­ка­за­тель­ство утвер­жде­ния пунк­та а и при обос­но­ван­ном ре­ше­нии пунк­та б по­лу­чен не­вер­ный ответ из-за ариф­ме­ти­че­ской ошиб­ки

2
Име­ет­ся вер­ное до­ка­за­тель­ство утвер­жде­ния пунк­та а

ИЛИ

при обос­но­ван­ном ре­ше­нии пунк­та б по­лу­чен не­вер­ный ответ из-за ариф­ме­ти­че­ской ошиб­ки.

ИЛИ

обос­но­ван­но по­лу­чен вер­ный ответ в пунк­те б и ис­поль­зо­ва­ни­ем утвер­жде­ния пунк­та а, при этом пункт а не вы­пол­нен

1
Ре­ше­ние не со­от­вет­ству­ет ни од­но­му из кри­те­ри­ев, пе­ре­чис­лен­ных выше0
Мак­си­маль­ный балл3
Источник: А. Ларин. Тре­ни­ро­воч­ный ва­ри­ант № 352
Методы геометрии: Тео­ре­ма ко­си­ну­сов
Классификатор планиметрии: Окруж­но­сти, Окруж­но­сти и тре­уголь­ни­ки, По­до­бие, Тре­уголь­ни­ки