Задания
Версия для печати и копирования в MS Word
Тип Д18 C7 № 543779
i

За круг­лым сто­лом си­де­ли 110 че­ло­век, а на столе ле­жа­ли аб­ри­ко­сы. Для каж­дой пары со­се­дей число съе­ден­ных ими аб­ри­ко­сов от­ли­ча­ет­ся на 3.

а)  Могли ли быть съе­де­ны все аб­ри­ко­сы, если из­на­чаль­но их было 1000?

б)  Какое наи­мень­шее число аб­ри­ко­сов могло остать­ся, если из­на­чаль­но их было 1000?

в)  Пусть один из при­сут­ству­ю­щих съел a аб­ри­ко­сов, а дру­гой b. Най­ди­те наи­боль­шее воз­мож­ное зна­че­ние a − b при усло­вии, что из­на­чаль­но было 10 000 аб­ри­ко­сов.

Спрятать решение

Ре­ше­ние.

До­пу­стим че­ло­век съел x аб­ри­ко­сов. Тогда его сосед съел либо x − 3, либо x + 3 аб­ри­ко­са. По­это­му у со­се­дей оста­ток от де­ле­ния числа съе­ден­ных аб­ри­ко­сов на 3 оди­на­ков. Зна­чит, у всех людей эти остат­ки оди­на­ко­вы. Кроме того, у любых двух со­се­дей вме­сте не­чет­ное число аб­ри­ко­сов: 2x − 3 или 2x + 3.

а)  Нет. Разо­бьем людей на 55 пар со­се­дей. В каж­дой паре люди вме­сте съели не­чет­ное число аб­ри­ко­сов, по­это­му и во­об­ще все люди съели не­чет­ное число аб­ри­ко­сов.

б)  До­ка­жем, что мог остать­ся один аб­ри­кос. Раз­да­дим людям через од­но­го по 9 аб­ри­ко­сов, а из осталь­ных каким-то 29 че­ло­ве­кам по 12 аб­ри­ко­сов, а осталь­ным 55 − 29  =  26 людям по 6 аб­ри­ко­сов. Тогда общее число аб­ри­ко­сов со­ста­вит 9 умно­жить на 55 плюс 12 умно­жить на 29 плюс 6 умно­жить на 26=999.

в)  Вы­бе­рем людей с ми­ни­маль­ным и мак­си­маль­ным чис­лом съе­ден­ных аб­ри­ко­сов. Между ними сидит не более 54 че­ло­век (при под­сче­те в одну из сто­рон). Каж­дый сле­ду­ю­щий в этой це­поч­ке съел не более чем на 3 боль­ше преды­ду­ще­го, по­это­му b минус a мень­ше или равно 3 умно­жить на 55=165. Такая си­ту­а­ция воз­мож­на: если 1-й съел 0, 2-й  — 3, 3-й  — 6, ..., 56-й  — 165, 57-й  — 162, ..., 110-й че­ло­век съел 3 аб­ри­ко­са. Тогда любая пара про­ти­во­по­лож­ных съела 165 аб­ри­ко­сов, а общее ко­ли­че­ство аб­ри­ко­сов 55 умно­жить на 165=9075 мень­ше 10000. Итак, наи­боль­шее воз­мож­ное зна­че­ние раз­но­сти равно 165.

 

Ответ: а) нет, б) один, в) 165.

Спрятать критерии
Критерии проверки:

Кри­те­рии оце­ни­ва­ния вы­пол­не­ния за­да­нияБаллы
Верно по­лу­че­ны все пе­ре­чис­лен­ные (см. кри­те­рий на 1 балл) ре­зуль­та­ты4
Верно по­лу­че­ны три из пе­ре­чис­лен­ных (см. кри­те­рий на 1 балл) ре­зуль­та­тов3
Верно по­лу­че­ны два из пе­ре­чис­лен­ных (см. кри­те­рий на 1 балл) ре­зуль­та­тов2
Верно по­лу­чен один из сле­ду­ю­щий ре­зуль­та­тов:

— обос­но­ван­ное ре­ше­ние пунк­та а;

— обос­но­ван­ное ре­ше­ние пунк­та б;

— оцен­ка в пунк­те в;

— при­мер в пунк­те в, обес­пе­чи­ва­ю­щий точ­ность най­ден­ной оцен­ки

1
Ре­ше­ние не со­от­вет­ству­ет ни од­но­му из кри­те­ри­ев, пе­ре­чис­лен­ных выше0
Мак­си­маль­ный балл4
Источник: А. Ларин. Тре­ни­ро­воч­ный ва­ри­ант № 310 (часть 2)