Задания
Версия для печати и копирования в MS Word
Тип Д15 C4 № 527445
i

На ка­те­те ML пря­мо­уголь­но­го тре­уголь­ни­ка KLM как на диа­мет­ре по­стро­е­на окруж­ность. Она пе­ре­се­ка­ет сто­ро­ну KL в точке P. На сто­ро­не KM взята точка R так, что от­ре­зок LR пе­ре­се­ка­ет окруж­ность в точке Q, при­чем от­рез­ки QP и ML па­рал­лель­ны, KR=2RM и ML=8 ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: 3 конец ар­гу­мен­та .

а)  Най­ди­те от­но­ше­ние LP:PK.

б)  Найти MQ.

Спрятать решение

Ре­ше­ние.

Если бы L была вер­ши­ной пря­мо­го угла, то окруж­ность ка­са­лась бы KL в точке L. Зна­чит, KL  — ги­по­те­ну­за. \angle LPM=90 в сте­пе­ни левая круг­лая скоб­ка \circ пра­вая круг­лая скоб­ка , по­сколь­ку опи­ра­ет­ся на диа­метр окруж­но­сти, по­это­му P  — ос­но­ва­ние вы­со­ты из вер­ши­ны пря­мо­го угла. QPLM  — впи­сан­ная в дан­ную окруж­ность тра­пе­ция, по­это­му она рав­но­бед­рен­ная и

\angle RLM=\angle QLM=\angle LMP=90 в сте­пе­ни левая круг­лая скоб­ка \circ пра­вая круг­лая скоб­ка минус \angle PLM=\angle LKM,

по­это­му тре­уголь­ни­ки RLM и LKM по­доб­ны. По­это­му  дробь: чис­ли­тель: MR, зна­ме­на­тель: ML конец дроби = дробь: чис­ли­тель: ML, зна­ме­на­тель: MK конец дроби , ML в квад­ра­те =MR умно­жить на MK, 192=3MR в квад­ра­те , MR=8, MK=3MR=24.

а)  По свой­ству вы­со­ты пря­мо­уголь­но­го тре­уголь­ни­ка:

LP:PK=LM в квад­ра­те :MK в квад­ра­те =192:576=1:3.

б)  Найдём MQ:

MQ=LP= дробь: чис­ли­тель: 1, зна­ме­на­тель: 4 конец дроби LK= дробь: чис­ли­тель: 1, зна­ме­на­тель: 4 конец дроби ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: LM в квад­ра­те плюс MK в квад­ра­те конец ар­гу­мен­та = дробь: чис­ли­тель: 1, зна­ме­на­тель: 4 конец дроби ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: 192 плюс 576 конец ар­гу­мен­та =4 ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: 3 конец ар­гу­мен­та .

 

Ответ: а) 1:3; б) 4 ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: 3 конец ар­гу­мен­та .

Спрятать критерии
Критерии проверки:

Кри­те­рии оце­ни­ва­ния вы­пол­не­ния за­да­нияБаллы
Име­ет­ся вер­ное до­ка­за­тель­ство утвер­жде­ния пунк­та а и обос­но­ван­но по­лу­чен вер­ный ответ в пунк­те б3
По­лу­чен обос­но­ван­ный ответ в пунк­те б

ИЛИ

име­ет­ся вер­ное до­ка­за­тель­ство утвер­жде­ния пунк­та а и при обос­но­ван­ном ре­ше­нии пунк­та б по­лу­чен не­вер­ный ответ из-за ариф­ме­ти­че­ской ошиб­ки

2
Име­ет­ся вер­ное до­ка­за­тель­ство утвер­жде­ния пунк­та а

ИЛИ

при обос­но­ван­ном ре­ше­нии пунк­та б по­лу­чен не­вер­ный ответ из-за ариф­ме­ти­че­ской ошиб­ки.

ИЛИ

обос­но­ван­но по­лу­чен вер­ный ответ в пунк­те б и ис­поль­зо­ва­ни­ем утвер­жде­ния пунк­та а, при этом пункт а не вы­пол­нен

1
Ре­ше­ние не со­от­вет­ству­ет ни од­но­му из кри­те­ри­ев, пе­ре­чис­лен­ных выше0
Мак­си­маль­ный балл3
Источник: А. Ларин. Тре­ни­ро­воч­ный ва­ри­ант № 261
Методы геометрии: Свой­ства высот
Классификатор планиметрии: Впи­сан­ный угол, опи­ра­ю­щий­ся на диа­метр, Тре­уголь­ни­ки