Задания
Версия для печати и копирования в MS Word
Тип Д18 C7 № 527262
i

При изу­че­нии темы «Сред­нее ариф­ме­ти­че­ское» в клас­се из 34 уча­щих­ся раз­да­ли синие и крас­ные кар­точ­ки, при этом каж­дый из уче­ни­ков по­лу­чил хотя бы одну кар­точ­ку, но не более одной каж­до­го цвета. На каж­дой кар­точ­ке на­пи­са­но одно целое число от 0 до 20 (на раз­лич­ных кар­точ­ках могут быть за­пи­са­ны оди­на­ко­вые числа). Сред­нее ариф­ме­ти­че­ское по всем роз­дан­ным кар­точ­кам ока­за­лось рав­ным 15 по каж­до­му цвету в от­дель­но­сти. Затем каж­дый уче­ник на­звал наи­боль­шее из чисел на своих кар­точ­ках (если ему до­ста­лась одна кар­точ­ка, то он на­звал число, на­пи­сан­ное на этой кар­точ­ке). Сред­нее ариф­ме­ти­че­ское всех на­зван­ных чисел ока­за­лось равно S.

а)  При­ве­ди­те при­мер, когда S мень­ше 15.

б)  Могло ли S быть рав­ным 9?

в)  Най­ди­те наи­мень­шее зна­че­ние S, если по две кар­точ­ки по­лу­чи­ли 17 уче­ни­ков.

Спрятать решение

Ре­ше­ние.

а)  До­пу­стим, 20 школь­ни­ков по­лу­чи­ли по две кар­точ­ки с чис­лом 20, по пять школь­ни­ков по­лу­чи­ли крас­ные или синие кар­точ­ки с еди­ни­цей и по два школь­ни­ка  — крас­ные или синие кар­точ­ки с нулем. Тогда сред­нее по каж­до­му цвету со­ста­вит

 дробь: чис­ли­тель: 20 умно­жить на 20 плюс 5 умно­жить на 1 плюс 2 умно­жить на 0, зна­ме­на­тель: 27 конец дроби =15,

а общее сред­нее

 дробь: чис­ли­тель: 20 умно­жить на 20 плюс 10 умно­жить на 1 плюс 4 умно­жить на 0, зна­ме­на­тель: 34 конец дроби = дробь: чис­ли­тель: 410, зна­ме­на­тель: 34 конец дроби мень­ше 15.

б)  Если бы ока­за­лось так, то сумма всех на­зван­ных чисел со­ста­ви­ла бы 34 · 9  =  306. Если бы кар­то­чек ка­ко­го-то цвета было 21 или боль­ше, то сумма на них была бы не мень­ше

21 · 15  =  315 > 305,

а об­ла­да­те­ли этих кар­то­чек вме­сте на­зва­ли бы не мень­ше, чем сумму на этих кар­точ­ках. Зна­чит, кар­то­чек каж­до­го цвета не более 20. Тогда есть не более 6 че­ло­век, име­ю­щих кар­точ­ки обоих цве­тов. За­ме­тим, что кар­то­чек од­но­го из цве­тов (на­при­мер, крас­но­го) не менее  дробь: чис­ли­тель: 34, зна­ме­на­тель: 2 конец дроби =17, а кар­то­чек дру­го­го цвета не менее 34 − 20  =  14. Тогда сумма на крас­ных кар­точ­ках не менее 17 · 15, сумма на синих не менее 14 · 15, а по­то­му общая сумма не менее 31 · 15  =  465. Все числа общей суммы будут на­зва­ны, кроме мак­си­мум 6 чисел, каж­дое из ко­то­рых не более 20. По­это­му общая сумма на­зва­ных чисел будет не менее

465 − 20 · 6  =  345 > 306.

в)  Пусть а  — сумма на кар­точ­ках тех школь­ни­ков, ко­то­рые по­лу­чи­ли одну кар­точ­ку, b  — сумма наи­боль­ших чисел у тех школь­ни­ков, ко­то­рые по­лу­чи­ли по две кар­точ­ки, с  — сумма наи­мень­ших чисел у тех школь­ни­ков, ко­то­рые по­лу­чи­ли по две кар­точ­ки. За­ме­тим, что сред­ние по каж­до­му цвету в от­дель­но­сти равны 15, по­это­му общее сред­нее всех чисел также равно 15. Всего была вы­да­на 51 кар­точ­ка. Зна­чит, общая сумма чисел на кар­точ­ках равна

a + b + c  =  51 · 15  =  765.

При этом a + b  =  34S. Зна­чит,

S= дробь: чис­ли­тель: a плюс b, зна­ме­на­тель: 34 конец дроби = дробь: чис­ли­тель: 765 минус c, зна­ме­на­тель: 34 конец дроби боль­ше или равно дробь: чис­ли­тель: 765 минус 17 умно­жить на 20, зна­ме­на­тель: 34 конец дроби боль­ше или равно дробь: чис­ли­тель: 425, зна­ме­на­тель: 34 конец дроби =12,5.

Это зна­че­ние до­сти­га­ет­ся если, на­при­мер, 17 школь­ни­ков по­лу­чи­ли по две раз­но­цвет­ные кар­точ­ки с чис­ла­ми 20, 8 школь­ни­ков по­лу­чи­ли толь­ко крас­ные кар­точ­ки с сум­мой чисел на них, рав­ной 35 (на­при­мер, 20, 15, 0, 0, 0, 0, 0, 0) и 9 школь­ни­ков по­лу­чи­ли толь­ко синие кар­точ­ки с сум­мой чисел на них рав­ной 50 (на­при­мер, 20, 20, 10, 0, 0, 0, 0, 0, 0).

 

Ответ: а) 20 школь­ни­ков по­лу­чи­ли по две кар­точ­ки с чис­лом 20, по пять школь­ни­ков по­лу­чи­ли крас­ные или синие кар­точ­ки с еди­ни­цей и по два школь­ни­ка  — крас­ные или синие кар­точ­ки с нулем; б) нет; в) 12,5.

Спрятать критерии
Критерии проверки:

Кри­те­рии оце­ни­ва­ния вы­пол­не­ния за­да­нияБаллы
Верно по­лу­че­ны все пе­ре­чис­лен­ные (см. кри­те­рий на 1 балл) ре­зуль­та­ты.4
Верно по­лу­че­ны три из пе­ре­чис­лен­ных (см. кри­те­рий на 1 балл) ре­зуль­та­тов.3
Верно по­лу­че­ны два из пе­ре­чис­лен­ных (см. кри­те­рий на 1 балл) ре­зуль­та­тов.2
Верно по­лу­чен один из сле­ду­ю­щих ре­зуль­та­тов:

  — при­мер в п. а;

  — обос­но­ван­ное ре­ше­ние п. б;

  — обос­но­ва­ние в п. в того, что S может при­ни­мать все целые зна­че­ния (от­лич­ные от −1 и 1);

  — обос­но­ва­ние в п. в того, что ра­вен­ства S = −1 и S = 1 не­воз­мож­ны.

1
Ре­ше­ние не со­от­вет­ству­ет ни од­но­му из кри­те­ри­ев, пе­ре­чис­лен­ных выше.0
Мак­си­маль­ный балл4
Источник: А. Ларин: Тре­ни­ро­воч­ный ва­ри­ант № 248