Задания
Версия для печати и копирования в MS Word
Тип 14 № 527158
i

Ра­ди­ус ос­но­ва­ния ко­ну­са с вер­ши­ной S и цен­тром ос­но­ва­ния O равен 5, а его вы­со­та равна  ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: 51 конец ар­гу­мен­та . Точка M  — се­ре­ди­на об­ра­зу­ю­щей SA ко­ну­са, а точки N и B лежат на ос­но­ва­нии ко­ну­са, причём пря­мая MN па­рал­лель­на об­ра­зу­ю­щей ко­ну­са SB.

а)  До­ка­жи­те что \angle ANO  — пря­мой.

б)  Най­ди­те угол между пря­мой BM и плос­ко­стью ос­но­ва­ния ко­ну­са, если AB  =  8.

Спрятать решение

Ре­ше­ние.

а)  По­сколь­ку точка M  — се­ре­ди­на об­ра­зу­ю­щей SA, а пря­мая MN па­рал­лель­на об­ра­зу­ю­щей SB, точка  N  — се­ре­ди­на от­рез­ка  AB. Ме­ди­а­на  NO рав­но­бед­рен­но­го тре­уголь­ни­ка AOB яв­ля­ет­ся его вы­со­той. Таким об­ра­зом, \angle ANO = 90 гра­ду­сов.

б)  Пусть точка H  — се­ре­ди­на от­рез­ка AO. Тогда MH  — сред­няя линия тре­уголь­ни­ка ASO и па­рал­лель­на вы­со­те ко­ну­са SO, а зна­чит, пер­пен­ди­ку­ляр­на плос­ко­сти ос­но­ва­ния ко­ну­са. Сле­до­ва­тель­но, угол между пря­мой BM и плос­ко­стью ос­но­ва­ния ко­ну­са равен углу MBH.

В тре­уголь­ни­ке AOB

 ко­си­нус \angle OAB= дробь: чис­ли­тель: AN, зна­ме­на­тель: AO конец дроби = дробь: чис­ли­тель: 4, зна­ме­на­тель: 5 конец дроби ,

BH= ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: AH в квад­ра­те плюс AB в квад­ра­те минус 2AH умно­жить на AB умно­жить на ко­си­нус \angle OAB конец ар­гу­мен­та = дробь: чис­ли­тель: ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: 153 конец ар­гу­мен­та , зна­ме­на­тель: 2 конец дроби .

В тре­уголь­ни­ке MHB

MH= дробь: чис­ли­тель: ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: 51 конец ар­гу­мен­та , зна­ме­на­тель: 2 конец дроби ,  тан­генс \angle MBH= дробь: чис­ли­тель: MH, зна­ме­на­тель: HB конец дроби = дробь: чис­ли­тель: ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: 3 конец ар­гу­мен­та , зна­ме­на­тель: 3 конец дроби ,

от­ку­да \angle MBH=30 гра­ду­сов .

 

Ответ: б) 30°.

Спрятать критерии
Критерии проверки:

Кри­те­рии оце­ни­ва­ния вы­пол­не­ния за­да­нияБаллы
Име­ет­ся вер­ное до­ка­за­тель­ство утвер­жде­ния пунк­та a) и обос­но­ван­но по­лу­чен вер­ный ответ в пунк­те б)3
По­лу­чен обос­но­ван­ный ответ в пунк­те б)

ИЛИ

име­ет­ся вер­ное до­ка­за­тель­ство утвер­жде­ния пунк­та а) и при обос­но­ван­ном ре­ше­нии пунк­та б) по­лу­чен не­вер­ный ответ из-за ариф­ме­ти­че­ской ошиб­ки

2
Име­ет­ся вер­ное до­ка­за­тель­ство утвер­жде­ния пунк­та а)

ИЛИ

при обос­но­ван­ном ре­ше­нии пунк­та б) по­лу­чен не­вер­ный ответ из-за ариф­ме­ти­че­ской ошиб­ки,

ИЛИ

обос­но­ван­но по­лу­чен вер­ный ответ в пунк­те б) с ис­поль­зо­ва­ни­ем утвер­жде­ния пунк­та а), при этом пункт а) не вы­пол­нен

1
Ре­ше­ние не со­от­вет­ству­ет ни од­но­му из кри­те­ри­ев, при­ведённых выше0
Мак­си­маль­ный балл3
Источник: За­да­ния 14 (С2) ЕГЭ 2019
Методы геометрии: Тео­ре­ма ко­си­ну­сов
Классификатор стереометрии: Конус, Угол между пря­мой и плос­ко­стью