Задания
Версия для печати и копирования в MS Word
Тип Д19 C7 № 521684
i

а)  Может ли про­из­ве­де­ние двух раз­лич­ных на­ту­раль­ных чисел ока­зать­ся в 5 раз боль­ше, чем раз­ность этих чисел?

б)  Может ли про­из­ве­де­ние двух раз­лич­ных на­ту­раль­ных чисел ока­зать­ся в 5 раз боль­ше, чем раз­ность квад­ра­тов этих чисел?

в)  Най­ди­те все трех­знач­ные на­ту­раль­ные числа, каж­дое из ко­то­рых в 5 раз боль­ше, чем сумма по­пар­ных про­из­ве­де­ний его цифр.

Спрятать решение

Ре­ше­ние.

а)  Да, на­при­мер 4 и 20

б)  Нет. Обо­зна­чив эти числа за a,b, по­лу­чим ab=5 левая круг­лая скоб­ка a в квад­ра­те минус b в квад­ра­те пра­вая круг­лая скоб­ка . По­де­лив на b в квад­ра­те и обо­зна­чив t= дробь: чис­ли­тель: a, зна­ме­на­тель: b конец дроби , по­лу­чим урав­не­ние 5t в квад­ра­те минус t минус 5=0, у ко­то­ро­го нет ра­ци­о­наль­ных кор­ней, по­это­му таких a и b не най­дет­ся.

 

в)  Пусть цифры на­ше­го числа равны a,b,c. По­лу­ча­ем урав­не­ние 5 левая круг­лая скоб­ка ab плюс bc плюс ac пра­вая круг­лая скоб­ка =100a плюс 10b плюс c. Ясно, что c крат­но 5, по­лу­ча­ем два слу­чая.

 

Если c=0, то 5ab=100a плюс 10b, что не­воз­мож­но, по­сколь­ку 5ab мень­ше или равно 5a умно­жить на 9=45a мень­ше 100a плюс 10b.

 

Если же c=5, то 5 левая круг­лая скоб­ка ab плюс 5a плюс 5b пра­вая круг­лая скоб­ка =100a плюс 10b плюс 5, то есть ab минус 15a плюс 3b=1. Это можно за­пи­сать в виде  левая круг­лая скоб­ка a плюс 3 пра­вая круг­лая скоб­ка левая круг­лая скоб­ка b минус 15 пра­вая круг­лая скоб­ка = минус 44, при­чем b при­над­ле­жит левая квад­рат­ная скоб­ка 0;9 пра­вая квад­рат­ная скоб­ка , то есть вто­рой мно­жи­тель  — от  минус 15 до  минус 6 и яв­ля­ет­ся де­ли­те­лем  минус 44. Зна­чит, b минус 15= минус 11, b=4, a плюс 3=4, a=1 и было число 145.

Спрятать критерии
Критерии проверки:

Кри­те­рии оце­ни­ва­ния вы­пол­не­ния за­да­нияБаллы
Верно по­лу­че­ны все пе­ре­чис­лен­ные (см. кри­те­рий на 1 балл) ре­зуль­та­ты.4
Верно по­лу­че­ны три из пе­ре­чис­лен­ных (см. кри­те­рий на 1 балл) ре­зуль­та­тов.3
Верно по­лу­че­ны два из пе­ре­чис­лен­ных (см. кри­те­рий на 1 балл) ре­зуль­та­тов.2
Верно по­лу­чен один из сле­ду­ю­щих ре­зуль­та­тов:

  — при­мер в п. а;

  — обос­но­ван­ное ре­ше­ние п. б;

  — обос­но­ва­ние в п. в того, что S может при­ни­мать все целые зна­че­ния (от­лич­ные от −1 и 1);

  — обос­но­ва­ние в п. в того, что ра­вен­ства S = −1 и S = 1 не­воз­мож­ны.

1
Ре­ше­ние не со­от­вет­ству­ет ни од­но­му из кри­те­ри­ев, пе­ре­чис­лен­ных выше.0
Мак­си­маль­ный балл4
Источник: А. Ларин: Тре­ни­ро­воч­ный ва­ри­ант № 225
Классификатор алгебры: Числа и их свой­ства