Задания
Версия для печати и копирования в MS Word
Тип Д15 C4 № 521401
i

Диа­го­на­ли АС и СЕ пра­виль­но­го ше­сти­уголь­ни­ка ABCDEF раз­де­ле­ны точ­ка­ми M и N так, что АМ : АС  =  СN : СЕ и точки В, М и N лежат на одной пря­мой.

а)   До­ка­жи­те, что точки В, О, N и D лежат на одной окруж­но­сти (точка О  — центр ше­сти­уголь­ни­ка).

б)  Най­ди­те от­но­ше­ние АМ : АС.

Спрятать решение

Ре­ше­ние.

а)  Опре­де­лим точку M как точку пе­ре­се­че­ния BN и AC.

 

До­ка­жем, что если CN=CB, то усло­вие за­да­чи вы­пол­ня­ет­ся. Оче­вид­но при уве­ли­че­нии CN будет умень­шать­ся AM и на­о­бо­рот, по­это­му си­ту­а­ция рав­ных от­но­ше­ний воз­мож­на лишь один раз.

Итак, пусть CB=CN, тогда \angle NBC=45 в сте­пе­ни левая круг­лая скоб­ка \circ пра­вая круг­лая скоб­ка , \angle ACB=30 в сте­пе­ни левая круг­лая скоб­ка \circ пра­вая круг­лая скоб­ка . Зна­чит, \angle CMB=105 в сте­пе­ни левая круг­лая скоб­ка \circ пра­вая круг­лая скоб­ка , тогда по тео­ре­ме си­ну­сов  дробь: чис­ли­тель: CM, зна­ме­на­тель: синус 45 в сте­пе­ни левая круг­лая скоб­ка \circ пра­вая круг­лая скоб­ка конец дроби = дробь: чис­ли­тель: BC, зна­ме­на­тель: синус 105 в сте­пе­ни левая круг­лая скоб­ка \circ пра­вая круг­лая скоб­ка конец дроби , от­ку­да CM=BC левая круг­лая скоб­ка ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: 3 конец ар­гу­мен­та минус 1 пра­вая круг­лая скоб­ка и Зна­чит, AM=BC.

 

б)  Центр опи­сан­ной окруж­но­сти тре­уголь­ни­ка BOD  — точка C и ра­ди­ус ее равен сто­ро­не ше­сти­уголь­ни­ка. AM:AC=CN:CE=CB:CE=1: ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: 3 конец ар­гу­мен­та .

 

Ответ: б) 1: ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: 3 конец ар­гу­мен­та .

Спрятать критерии
Критерии проверки:

Кри­те­рии оце­ни­ва­ния вы­пол­не­ния за­да­нияБаллы
Име­ет­ся вер­ное до­ка­за­тель­ство утвер­жде­ния пунк­та а и обос­но­ван­но по­лу­чен вер­ный ответ в пунк­те б.3
По­лу­чен обос­но­ван­ный ответ в пунк­те б.

ИЛИ

Име­ет­ся вер­ное до­ка­за­тель­ство утвер­жде­ния пунк­та а и при обос­но­ван­ном ре­ше­нии пунк­та б по­лу­чен не­вер­ный ответ из-за ариф­ме­ти­че­ской ошиб­ки.

2
Име­ет­ся вер­ное до­ка­за­тель­ство утвер­жде­ния пунк­та а.

ИЛИ

При обос­но­ван­ном ре­ше­нии пунк­та б по­лу­чен не­вер­ный ответ из-за ариф­ме­ти­че­ской ошиб­ки.

ИЛИ

Обос­но­ван­но по­лу­чен вер­ный ответ в пунк­те б и ис­поль­зо­ва­ни­ем утвер­жде­ния пунк­та а, при этом пункт а не вы­пол­нен.

1
Ре­ше­ние не со­от­вет­ству­ет ни од­но­му из кри­те­ри­ев, пе­ре­чис­лен­ных выше.0
Мак­си­маль­ный балл3
Источник: А. Ларин: Тре­ни­ро­воч­ный ва­ри­ант № 206
Методы геометрии: Тео­ре­ма си­ну­сов
Классификатор планиметрии: Мно­го­уголь­ни­ки, Пра­виль­ный ше­сти­уголь­ник