Задания
Версия для печати и копирования в MS Word
Тип Д19 C7 № 521137
i

а)  Су­ще­ству­ет ли такое х, что зна­че­ния вы­ра­же­ний  тан­генс x плюс ко­рень из 1 и\ctg x плюс ко­рень из 1 – целые числа?

б)  Су­ще­ству­ет ли такое х, что зна­че­ния вы­ра­же­ний  тан­генс x плюс ко­рень из 2 и\ctg x плюс ко­рень из 2 – целые числа?

в)  Су­ще­ству­ет ли такое х, что зна­че­ния вы­ра­же­ний  тан­генс x плюс ко­рень из 3 и\ctg x плюс ко­рень из 3 – целые числа?

Спрятать решение

Ре­ше­ние.

а)  Да, на­при­мер: x= дробь: чис­ли­тель: Пи , зна­ме­на­тель: 4 конец дроби .

 

б)  Пусть  тан­генс x=a, тогда \ctg x= дробь: чис­ли­тель: 1, зна­ме­на­тель: a конец дроби . Зна­чит, a плюс ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: 2 конец ар­гу­мен­та и  дробь: чис­ли­тель: 1, зна­ме­на­тель: a конец дроби плюс ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: 2 конец ар­гу­мен­та   — целые числа. Пусть a=n минус ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: 2 конец ар­гу­мен­та . Тогда:

 дробь: чис­ли­тель: 1, зна­ме­на­тель: n минус ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: 2 конец ар­гу­мен­та конец дроби плюс ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: 2 конец ар­гу­мен­та = дробь: чис­ли­тель: ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: 2 конец ар­гу­мен­та n минус 1, зна­ме­на­тель: n минус ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: 2 конец ар­гу­мен­та конец дроби = дробь: чис­ли­тель: левая круг­лая скоб­ка ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: 2 конец ар­гу­мен­та n минус 1 пра­вая круг­лая скоб­ка левая круг­лая скоб­ка n плюс ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: 2 конец ар­гу­мен­та пра­вая круг­лая скоб­ка , зна­ме­на­тель: n в квад­ра­те минус 2 конец дроби = дробь: чис­ли­тель: ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: 2 конец ар­гу­мен­та левая круг­лая скоб­ка n в квад­ра­те минус 1 пра­вая круг­лая скоб­ка плюс n, зна­ме­на­тель: n в квад­ра­те минус 2 конец дроби .

Чтобы это число было ра­ци­о­наль­ным, возь­мем n=1. Тогда оно дей­стви­тель­но целое. Итак, x= арк­тан­генс левая круг­лая скоб­ка 1 минус ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: 2 конец ар­гу­мен­та пра­вая круг­лая скоб­ка .

в)  Как и в пунк­те б), по­лу­ча­ем: a плюс ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: 3 конец ар­гу­мен­та и  дробь: чис­ли­тель: 1, зна­ме­на­тель: a конец дроби плюс ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: 3 конец ар­гу­мен­та   — целые числа. Пусть a=n минус ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: 3 конец ар­гу­мен­та . Тогда:

 дробь: чис­ли­тель: 1, зна­ме­на­тель: n минус ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: 3 конец ар­гу­мен­та конец дроби плюс ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: 3 конец ар­гу­мен­та = дробь: чис­ли­тель: ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: 3 конец ар­гу­мен­та n минус 2, зна­ме­на­тель: n минус ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: 3 конец ар­гу­мен­та конец дроби = дробь: чис­ли­тель: левая круг­лая скоб­ка ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: 3 конец ар­гу­мен­та n минус 2 пра­вая круг­лая скоб­ка левая круг­лая скоб­ка n плюс ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: 3 конец ар­гу­мен­та пра­вая круг­лая скоб­ка , зна­ме­на­тель: n в квад­ра­те минус 3 конец дроби = дробь: чис­ли­тель: ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: 3 конец ар­гу­мен­та левая круг­лая скоб­ка n в квад­ра­те минус 2 пра­вая круг­лая скоб­ка плюс n, зна­ме­на­тель: n в квад­ра­те минус 3 конец дроби .

Для того, чтобы это число было ра­ци­о­наль­ным, не­об­хо­ди­мо, чтобы n в квад­ра­те минус 2=0, что не­воз­мож­но.

 

Ответ: а) Да; б) Да; в) Нет.

Спрятать критерии
Критерии проверки:

Кри­те­рии оце­ни­ва­ния вы­пол­не­ния за­да­нияБаллы
Верно по­лу­че­ны все пе­ре­чис­лен­ные (см. кри­те­рий на 1 балл) ре­зуль­та­ты.4
Верно по­лу­че­ны три из пе­ре­чис­лен­ных (см. кри­те­рий на 1 балл) ре­зуль­та­тов.3
Верно по­лу­че­ны два из пе­ре­чис­лен­ных (см. кри­те­рий на 1 балл) ре­зуль­та­тов.2
Верно по­лу­чен один из сле­ду­ю­щих ре­зуль­та­тов:

  — при­мер в п. а;

  — обос­но­ван­ное ре­ше­ние п. б;

  — обос­но­ва­ние в п. в того, что S может при­ни­мать все целые зна­че­ния (от­лич­ные от −1 и 1);

  — обос­но­ва­ние в п. в того, что ра­вен­ства S = −1 и S = 1 не­воз­мож­ны.

1
Ре­ше­ние не со­от­вет­ству­ет ни од­но­му из кри­те­ри­ев, пе­ре­чис­лен­ных выше.0
Мак­си­маль­ный балл4
Источник: А. Ларин: Тре­ни­ро­воч­ный ва­ри­ант № 179
Классификатор алгебры: Числа и их свой­ства