Задания
Версия для печати и копирования в MS Word
Тип 17 № 519475
i

В тре­уголь­ни­ке ABC угол ABC тупой, H  — точка пе­ре­се­че­ния про­дол­же­ний высот, угол AHC равен 60°.

а)  До­ка­жи­те, что угол ABC равен 120°.

б)  Най­ди­те BH, если AB = 7 и BC=8.

Спрятать решение

Ре­ше­ние.

а)  Рас­смот­рим тре­уголь­ник AHC. В нем AA1 и CC1  — вы­со­ты. Тупой угол между вы­со­та­ми до­пол­ня­ет угол между сто­ро­на­ми, к ко­то­рым они про­ве­де­ны, до 180°. По­это­му  \widehatABC = 180 гра­ду­сов минус \widehatAHC=120 гра­ду­сов.

б)  Рас­смот­рим тре­уголь­ник AHC, в нем BH=AC \ctg \widehatAHC = дробь: чис­ли­тель: AC, зна­ме­на­тель: ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: 3 конец ар­гу­мен­та конец дроби . Сто­ро­ну AC найдём по тео­ре­ме ко­си­ну­сов:

AC в квад­ра­те =AB в квад­ра­те плюс BC в квад­ра­те минус 2 умно­жить на AB умно­жить на BC умно­жить на ко­си­нус \widehatABC=49 плюс 64 минус 2 умно­жить на 7 умно­жить на 8 умно­жить на левая круг­лая скоб­ка минус дробь: чис­ли­тель: 1, зна­ме­на­тель: 2 конец дроби пра­вая круг­лая скоб­ка =113 плюс 56=169.

Таким об­ра­зом,  AC=13,BH= дробь: чис­ли­тель: 13, зна­ме­на­тель: ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: 3 конец ар­гу­мен­та конец дроби .

 

Ответ: б)  дробь: чис­ли­тель: 13, зна­ме­на­тель: ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: 3 конец ар­гу­мен­та конец дроби .

 

До­ка­жем утвер­жде­ние, ис­поль­зо­ван­ное при ре­ше­нии пунк­та а).

В че­ты­рех­уголь­ни­ке HC_1BA_1 сумма пря­мых углов HC_1B и HA_1B равна 180°, по­это­му сумма двух дру­гих углов C_1HA_1 и C_1BA_1 также равна 180°. Тогда \angle C_1BA_1 = 180 в сте­пе­ни circ минус \angle C_1HA_1. Углы C_1BA_1 и ABC равны как вер­ти­каль­ные, по­это­му  \angle ABC плюс \angle C_1HA_1 = 180 в сте­пе­ни circ. Таким об­ра­зом, тупой угол между вы­со­та­ми до­пол­ня­ет угол между сто­ро­на­ми, к ко­то­рым они про­ве­де­ны, до 180°.

 

Сфор­му­ли­ру­ем тео­ре­му, ко­то­рую мы при­ме­ни­ли для ре­ше­ния пунк­та б).

Рас­сто­я­ние от вер­ши­ны тре­уголь­ни­ка до точки пе­ре­се­че­ния его высот равно про­из­ве­де­нию сто­ро­ны, про­ти­во­ле­жа­щей этой вер­ши­не, на ко­тан­генс угла при этой вер­ши­не. Дей­стви­тель­но, пусть вы­со­ты AA1, BB1, CC1 тре­уголь­ни­ка ABC пе­ре­се­ка­ют­ся в точке H. Сто­ро­ны пря­мо­уголь­ных тре­уголь­ни­ков АСС1 и ВНС1 вза­им­но пер­пен­ди­ку­ляр­ны, а по­то­му их ост­рые углы АСС1 и ВНС1 равны. Сле­до­ва­тель­но, эти тре­уголь­ни­ки по­доб­ны. Тогда  дробь: чис­ли­тель: HB, зна­ме­на­тель: AC конец дроби = дробь: чис­ли­тель: HC_1, зна­ме­на­тель: CC_1 конец дроби =\ctg \widehatC_1HC= \ctg \widehatAHC, от­ку­да  HB =AC \ctg \widehatAHC. Для ост­ро­уголь­но­го тре­уголь­ни­ка до­ка­за­тель­ство ана­ло­гич­но. Для пря­мо­уголь­но­го тре­уголь­ни­ка до­ка­за­тель­ство на­пря­мую сле­ду­ет из опре­де­ле­ния ко­тан­ген­са.

Ре­ко­мен­ду­ем срав­нить эту за­да­чу с за­да­ни­ем 505425 из эк­за­ме­на­ци­он­но­го ва­ри­ан­та ЕГЭ 2014 года.

 

При­ве­дем дру­гое ре­ше­ние пунк­та б):

Рас­смот­рим тре­уголь­ник C1CH, за­ме­тим, что угол C1CH равен 30°. По­это­му в пря­мо­уголь­ном тре­уголь­ни­ке CBA1 катет BA1 вдвое мень­ше ги­по­те­ну­зы: BA1  =  4. Зна­чит, АA1 = 11. Из тре­уголь­ни­ка AA1H на­хо­дим HA_1=AA_1 \ctg 60 гра­ду­сов= дробь: чис­ли­тель: 11, зна­ме­на­тель: ко­рень из 3 конец дроби . Те­перь по тео­ре­ме Пи­фа­го­ра вы­чис­ля­ем:

BH= ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: BA_1 в квад­ра­те плюс HA_1 в квад­ра­те конец ар­гу­мен­та = ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: 16 плюс дробь: чис­ли­тель: 121, зна­ме­на­тель: 3 конец дроби конец ар­гу­мен­та = дробь: чис­ли­тель: 13, зна­ме­на­тель: ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: 3 конец ар­гу­мен­та конец дроби .

 

При­ве­дем ещё одно ре­ше­ние пунк­та б):

За­ме­тим, что в тре­уголь­ни­ке АНС точка В  — ор­то­центр. В силу свой­ства ор­то­цен­тра AB умно­жить на BA_1 = HB умно­жить на BB_1, от­ку­да по­лу­ча­ем: HB= дробь: чис­ли­тель: AB умно­жить на BA_1, зна­ме­на­тель: BB_1 конец дроби (это же сле­ду­ет из по­до­бия тре­уголь­ни­ков ABB_1 и BCA_1).

Из пря­мо­уголь­но­го тре­уголь­ни­ка CBA1 на­хо­дим катет BA1, про­ти­во­ле­жа­щий углу в 30°: BA1  =  4. Из тре­уголь­ни­ка АВС на­хо­дим вы­со­ту:

BB_1= дробь: чис­ли­тель: 2S_ABC, зна­ме­на­тель: AC конец дроби = дробь: чис­ли­тель: 2 умно­жить на дробь: чис­ли­тель: 1, зна­ме­на­тель: 2 конец дроби умно­жить на 7 умно­жить на 8 умно­жить на синус 120 гра­ду­сов, зна­ме­на­тель: 13 конец дроби = дробь: чис­ли­тель: 28 ко­рень из 3 , зна­ме­на­тель: 13 конец дроби .

Тогда

HB= дробь: чис­ли­тель: 7 умно­жить на 4, зна­ме­на­тель: \dfrac28 ко­рень из 3 13 конец дроби = дробь: чис­ли­тель: 13, зна­ме­на­тель: ко­рень из 3 конец дроби .

При­ве­дем ре­ше­ние пунк­та б) Ни­ко­лая Ти­хо­но­ва.

В тре­уголь­ни­ке ABC най­дем сто­ро­ну AC по тео­ре­ме ко­си­ну­сов:

AC в квад­ра­те =AB в квад­ра­те плюс BC в квад­ра­те минус 2 умно­жить на AB умно­жить на BC умно­жить на ко­си­нус \widehatABC=49 плюс 64 минус 2 умно­жить на 7 умно­жить на 8 умно­жить на левая круг­лая скоб­ка минус дробь: чис­ли­тель: 1, зна­ме­на­тель: 2 конец дроби пра­вая круг­лая скоб­ка =113 плюс 56=169,

от­ку­да AC  =  13.

Пусть BA_1=x, тогда в пря­мо­уголь­ном тре­уголь­ни­ке BA1C имеем: CA_1 в квад­ра­те =BC в квад­ра­те минус BA_1 в квад­ра­те =64 минус x в квад­ра­те .

В пря­мо­уголь­ном тре­уголь­ни­ке A1AC имеем: AC в квад­ра­те = левая круг­лая скоб­ка AB плюс BA_1 пра­вая круг­лая скоб­ка в квад­ра­те плюс A_1C в квад­ра­те , тогда

13 в квад­ра­те = левая круг­лая скоб­ка 7 плюс x пра­вая круг­лая скоб­ка в квад­ра­те плюс левая круг­лая скоб­ка 64 минус x в квад­ра­те пра­вая круг­лая скоб­ка \Rightarrow 169=49 плюс 14 x плюс x в квад­ра­те плюс 64 минус x в квад­ра­те ,

от­сю­да x=4, тогда BA_1=4 и  A_1 C=4 ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: 3 конец ар­гу­мен­та .

Рас­смот­рим тре­уголь­ник ABC, его пло­щадь равна

S_ABC=0,5 умно­жить на AB умно­жить на BC умно­жить на синус ABC=B умно­жить на 0,5 умно­жить на 7 умно­жить на 8 умно­жить на дробь: чис­ли­тель: ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: 3 конец ар­гу­мен­та , зна­ме­на­тель: 2 конец дроби =14 ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: 3 конец ар­гу­мен­та

и

S_ABC=0,5 умно­жить на AC умно­жить на BB_1=0,5 умно­жить на 13 умно­жить на BB_1}=14 ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: 3 конец ар­гу­мен­та ,

от­сю­да

 BB_1= дробь: чис­ли­тель: 28 ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: 3 конец ар­гу­мен­та , зна­ме­на­тель: 13 конец дроби , \quad синус B A C= дробь: чис­ли­тель: левая круг­лая скоб­ка дробь: чис­ли­тель: 28 ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: 3 конец ар­гу­мен­та , зна­ме­на­тель: 13 конец дроби пра­вая круг­лая скоб­ка , зна­ме­на­тель: 7 конец дроби = дробь: чис­ли­тель: 4 ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: 3 конец ар­гу­мен­та , зна­ме­на­тель: 13 конец дроби , \quad синус B A C= ко­си­нус A B B_1.

Угол ABB1 равен углу HBA1 как вер­ти­каль­ные, сле­до­ва­тель­но,

 ко­си­нус ABB_1= ко­си­нус HBA_1= дробь: чис­ли­тель: 4 ко­рень из 3 , зна­ме­на­тель: 13 конец дроби

и

HB= дробь: чис­ли­тель: BA_1, зна­ме­на­тель: ко­си­нус HBA_1 конец дроби = дробь: чис­ли­тель: 4 умно­жить на 13, зна­ме­на­тель: 4 ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: 3 конец ар­гу­мен­та конец дроби = дробь: чис­ли­тель: 13, зна­ме­на­тель: ко­рень из 3 конец дроби .

 

При­ме­ча­ние.

По­лез­но будет срав­нить эту за­да­чу с за­да­ни­ем 519425 из эк­за­ме­на­ци­он­но­го ва­ри­ан­та ЕГЭ 2014 года, за­да­ни­ем 519475 из ЕГЭ-⁠2018, за­да­ни­ем 526342 из ЕГЭ-⁠2019, за­да­ни­ем 656585 из ЕГЭ-⁠2024.

Спрятать критерии
Критерии проверки:

Кри­те­рии оце­ни­ва­ния вы­пол­не­ния за­да­нияБаллы
Име­ет­ся вер­ное до­ка­за­тель­ство утвер­жде­ния пунк­та a) и обос­но­ван­но по­лу­чен вер­ный ответ в пунк­те б)3
По­лу­чен обос­но­ван­ный ответ в пунк­те б)

ИЛИ

име­ет­ся вер­ное до­ка­за­тель­ство утвер­жде­ния пунк­та а) и при обос­но­ван­ном ре­ше­нии пунк­та б) по­лу­чен не­вер­ный ответ из-за ариф­ме­ти­че­ской ошиб­ки

2
Име­ет­ся вер­ное до­ка­за­тель­ство утвер­жде­ния пунк­та а)

ИЛИ

при обос­но­ван­ном ре­ше­нии пунк­та б) по­лу­чен не­вер­ный ответ из-за ариф­ме­ти­че­ской ошиб­ки,

ИЛИ

обос­но­ван­но по­лу­чен вер­ный ответ в пунк­те б) с ис­поль­зо­ва­ни­ем утвер­жде­ния пунк­та а), при этом пункт а) не вы­пол­нен

1
Ре­ше­ние не со­от­вет­ству­ет ни од­но­му из кри­те­ри­ев, при­ведённых выше0
Мак­си­маль­ный балл3
Источник: До­сроч­ный ЕГЭ по ма­те­ма­ти­ке (Центр) 30.03.2018
Методы геометрии: Свой­ства ор­то­цен­тра, Тео­ре­ма ко­си­ну­сов
Классификатор планиметрии: Мно­го­уголь­ни­ки и их свой­ства