Задания
Версия для печати и копирования в MS Word
Тип 15 № 519474
i

Ре­ши­те не­ра­вен­ство  дробь: чис­ли­тель: 6 в сте­пе­ни x минус 4 умно­жить на 3 в сте­пе­ни x , зна­ме­на­тель: x умно­жить на 2 в сте­пе­ни x минус 5 умно­жить на 2 в сте­пе­ни x минус 4x плюс 20 конец дроби мень­ше или равно дробь: чис­ли­тель: 1, зна­ме­на­тель: x минус 5 конец дроби .

Спрятать решение

Ре­ше­ние.

Раз­ло­жим чис­ли­тель и зна­ме­на­тель дроби, сто­я­щей в левой части не­ра­вен­ства, на мно­жи­те­ли:

6 в сте­пе­ни x минус 4 умно­жить на 3 в сте­пе­ни x =3 в сте­пе­ни x левая круг­лая скоб­ка 2 в сте­пе­ни x минус 4 пра­вая круг­лая скоб­ка ,

x умно­жить на 2 в сте­пе­ни x минус 5 умно­жить на 2 в сте­пе­ни x минус 4x плюс 20= левая круг­лая скоб­ка x минус 5 пра­вая круг­лая скоб­ка умно­жить на 2 в сте­пе­ни x минус 4 левая круг­лая скоб­ка x минус 5 пра­вая круг­лая скоб­ка = левая круг­лая скоб­ка x минус 5 пра­вая круг­лая скоб­ка левая круг­лая скоб­ка 2 в сте­пе­ни x минус 4 пра­вая круг­лая скоб­ка .

Тогда при усло­вии 2 в сте­пе­ни x минус 4 не равно 0, то есть при x не равно 2, дробь можно со­кра­тить:

 дробь: чис­ли­тель: 6 в сте­пе­ни x минус 4 умно­жить на 3 в сте­пе­ни x , зна­ме­на­тель: x умно­жить на 2 в сте­пе­ни x минус 5 умно­жить на 2 в сте­пе­ни x минус 4x плюс 20 конец дроби = дробь: чис­ли­тель: 3 в сте­пе­ни x левая круг­лая скоб­ка 2 в сте­пе­ни x минус 4 пра­вая круг­лая скоб­ка , зна­ме­на­тель: левая круг­лая скоб­ка x минус 5 пра­вая круг­лая скоб­ка левая круг­лая скоб­ка 2 в сте­пе­ни x минус 4 пра­вая круг­лая скоб­ка конец дроби = дробь: чис­ли­тель: 3 в сте­пе­ни x , зна­ме­на­тель: x минус 5 конец дроби .

Оста­лось ре­шить не­ра­вен­ство  дробь: чис­ли­тель: 3 в сте­пе­ни x , зна­ме­на­тель: x минус 5 конец дроби мень­ше или равно дробь: чис­ли­тель: 1, зна­ме­на­тель: x минус 5 конец дроби или  дробь: чис­ли­тель: 3 в сте­пе­ни x минус 1, зна­ме­на­тель: x минус 5 конец дроби мень­ше или равно 0.

При­ме­ним обоб­щен­ный метод ин­тер­ва­лов: чис­ли­тель и зна­ме­на­тель об­ра­ща­ют­ся в нуль в точ­ках 0 и 5 со­от­вет­ствен­но, на про­ме­жут­ках  левая круг­лая скоб­ка минус бес­ко­неч­ность ;0 пра­вая круг­лая скоб­ка ,  левая круг­лая скоб­ка 0;5 пра­вая круг­лая скоб­ка ,  левая круг­лая скоб­ка 5; плюс бес­ко­неч­ность пра­вая круг­лая скоб­ка дробь со­хра­ня­ет знак. Взяв проб­ные точки, уста­нав­ли­ва­ем, что от­ри­ца­тель­ные зна­че­ния дробь при­ни­ма­ет на ин­тер­ва­ле  левая круг­лая скоб­ка 0;5 пра­вая круг­лая скоб­ка . При­со­еди­ним число 0  — ко­рень чис­ли­те­ля, по­лу­чим по­лу­ин­тер­вал  левая квад­рат­ная скоб­ка 0;5 пра­вая круг­лая скоб­ка .

С уче­том огра­ни­че­ния x не равно 2, на­хо­дим ответ:  левая квад­рат­ная скоб­ка 0;2 пра­вая круг­лая скоб­ка \cup левая круг­лая скоб­ка 2;5 пра­вая круг­лая скоб­ка .

 

Ответ:  левая квад­рат­ная скоб­ка 0;2 пра­вая круг­лая скоб­ка \cup левая круг­лая скоб­ка 2;5 пра­вая круг­лая скоб­ка .

 

При­ме­ча­ние 1.

При­ме­няя метод ин­тер­ва­лов, можно было бы огра­ни­чить­ся ри­сун­ком.

 

При­ме­ча­ние 2.

Можно было при­ме­нить тео­ре­му о знаке \textrmsgn левая круг­лая скоб­ка a в сте­пе­ни x минус 1 пра­вая круг­лая скоб­ка =\textrmsgn левая круг­лая скоб­ка a минус 1 пра­вая круг­лая скоб­ка x и све­сти не­ра­вен­ство к ра­ци­о­наль­но­му:

 дробь: чис­ли­тель: 3 в сте­пе­ни x минус 1, зна­ме­на­тель: x минус 5 конец дроби мень­ше или равно 0 рав­но­силь­но дробь: чис­ли­тель: левая круг­лая скоб­ка 3 минус 1 пра­вая круг­лая скоб­ка x, зна­ме­на­тель: x минус 5 конец дроби мень­ше или равно 0 рав­но­силь­но дробь: чис­ли­тель: x, зна­ме­на­тель: x минус 5 конец дроби мень­ше или равно 0 рав­но­силь­но 0 мень­ше или равно x мень­ше 5.

Спрятать критерии
Критерии проверки:

Кри­те­рии оце­ни­ва­ния вы­пол­не­ния за­да­нияБаллы
Обос­но­ван­но по­лу­чен вер­ный ответ2
Обос­но­ван­но по­лу­чен ответ, от­ли­ча­ю­щий­ся от вер­но­го ис­клю­че­ни­ем точек,

ИЛИ

по­лу­чен не­вер­ный ответ из-за вы­чис­ли­тель­ной ошиб­ки, но при этом име­ет­ся вер­ная по­сле­до­ва­тель­ность всех шагов ре­ше­ния

1
Ре­ше­ние не со­от­вет­ству­ет ни од­но­му из кри­те­ри­ев, пе­ре­чис­лен­ных выше.0
Мак­си­маль­ный балл2
Источник: До­сроч­ный ЕГЭ по ма­те­ма­ти­ке (Центр) 30.03.2018
Классификатор алгебры: Не­ра­вен­ства сме­шан­но­го типа
Методы алгебры: Ра­ци­о­на­ли­за­ция не­ра­венств
Кодификатор ФИПИ/Решу ЕГЭ:
Дарья Счастная 16.06.2018 13:21

За такое ре­ше­ние на ЕГЭ вам бы 0 бал­лов по­ста­ви­ли, по­то­му что мы не знаем, какой знак при­ни­ма­ет вы­ра­же­ние 2^x - 4 , а зна­чит, на него нель­зя де­лить.

Александр Иванов

Вы не­пра­вы.

Мы не де­ли­ли обе части не­ра­вен­ства на вы­ра­же­ние 2 в сте­пе­ни x минус 4, а со­кра­ти­ли одну из ча­стей. В этой си­ту­а­ции не имеет зна­че­ния знак этого вы­ра­же­ния. Глав­ное не по­те­рять усло­вие, что 2 в сте­пе­ни x минус 4 не равно нулю

Андрей Анатольевич 05.12.2018 14:00

Аби­ту­ри­ент имеет ввиду, со­мни­тель­ность ана­ло­гич­но­го под­хо­да при про­вер­ке про­ве­ря­ю­щи­ми! Дей­стви­тель­но, за­ме­ча­ний для сня­тия как ми­ни­мум 1 б. впол­не до­ста­точ­но:

- как та­ко­вое от­сут­ству­ет ОДЗ (на­при­мер "пу­стая" точка х=5, не рас­смат­ри­ва­ет­ся в этом кон­тек­сте со­всем, а это не­пра­виль­но)

- ссыл­ка на "тео­ре­му о знаке" - вдвой­не со­мни­тель­на, это где это такое в школь­ном курсе изу­ча­ет­ся? какой это пункт ко­ди­фи­ка­то­ра??

- "При­со­еди­ним число 0 — ко­рень чис­ли­те­ля", а где это, соб­ствен­но, по­ка­за­но, как это счи­та­лось, и по­че­му омен­но ноль - это то самое "или равно". По­че­му не 5, не 2? - ОЖЗ-то нет!

 

С ува­же­ни­ем, Андр. Анат-ч

Александр Иванов

1. В ре­ше­нии учте­но всё, что не­об­хо­ди­мо учесть.

2. Вы­пи­сы­ва­ние ОДЗ в явном виде не яв­ля­ет­ся обя­за­тель­ным.

3. Ос­но­ва­ния сни­жать балл при про­вер­ке дан­но­го ре­ше­ния от­сут­ству­ют