Задания
Версия для печати и копирования в MS Word
Тип Д19 C7 № 515126
i

Целые числа xy и z в ука­зан­ном по­ряд­ке об­ра­зу­ют гео­мет­ри­че­скую про­грес­сию. 

а)  Могут ли числа  x + 3,  y2  и z + 5 об­ра­зо­вы­вать в ука­зан­ном по­ряд­ке ариф­ме­ти­че­скую про­грес­сию?   

б)  Могут ли числа 5x,  y и 3z об­ра­зо­вы­вать в ука­зан­ном по­ряд­ке ариф­ме­ти­че­скую про­грес­сию?

в)  Най­ди­те  все  xy и z,  при  ко­то­рых числа  5x + 3,  y2 и 3z + 5  будут  об­ра­зо­вы­вать  в ука­зан­ном по­ряд­ке ариф­ме­ти­че­скую про­грес­сию.

Спрятать решение

Ре­ше­ние.

а)  Да, могут. На­при­мер при  x=1,y=3,z=9.

б)  По свой­ству ариф­ме­ти­че­ской про­грес­сии в этом слу­чае имеем  5x плюс 3z=2y, от­ку­да  25x в квад­ра­те плюс 9z в квад­ра­те плюс 30xz=4y в квад­ра­те =4xz (по свой­ству гео­мет­ри­че­ской про­грес­сии), от­ку­да  25x в квад­ра­те плюс 26xz плюс 9z в квад­ра­те =0. Деля на  z в квад­ра­те и обо­зна­чая  t= дробь: чис­ли­тель: x, зна­ме­на­тель: z конец дроби , по­лу­чим  25t в квад­ра­те плюс 26t плюс 9=0. Это урав­не­ние кор­ней не имеет, по­это­му ис­ход­ное имеет един­ствен­ное ре­ше­ние  x=z=0, тогда и  y=0.

в)  Как и в преды­ду­щем пунк­те, по свой­ствам про­грес­сий по­лу­ча­ем  5x плюс 3 плюс 3z плюс 5=2y в квад­ра­те =2xz. Пе­ре­пи­шем по­лу­чен­ное урав­не­ние иначе:

2xz минус 5x минус 3z=8 рав­но­силь­но 4xz минус 10x минус 6z=16 рав­но­силь­но левая круг­лая скоб­ка 2x минус 3 пра­вая круг­лая скоб­ка левая круг­лая скоб­ка 2z минус 5 пра­вая круг­лая скоб­ка =31.

Зна­чит эти мно­жи­те­ли равны  \pm 1 и  \pm 31. Раз­би­ра­ем слу­чаи:

1.  2x минус 3=1, 2z минус 5=31, тогда  x=2, z=18, тогда  y=\pm 6;

2.  2x минус 3= минус 1, 2z минус 5= минус 31, тогда  x=1, z= минус 13, тогда  y в квад­ра­те = минус 13, не­воз­мож­но;

3.  2x минус 3=31, 2z минус 5=1, тогда  x=17, z=3, тогда  y в квад­ра­те =51, не­воз­мож­но;

4.  2x минус 3= минус 31, 2z минус 5= минус 1, тогда  x=14, z=2, тогда  y в квад­ра­те =28, не­воз­мож­но.

 

Ответ: а) Да; б) Нет; в) x=2,y=\pm 6,z=18.

Спрятать критерии
Критерии проверки:

Кри­те­рии оце­ни­ва­ния вы­пол­не­ния за­да­нияБаллы
Верно по­лу­че­ны все пе­ре­чис­лен­ные (см. кри­те­рий на 1 балл) ре­зуль­та­ты.4
Верно по­лу­че­ны три из пе­ре­чис­лен­ных (см. кри­те­рий на 1 балл) ре­зуль­та­тов.3
Верно по­лу­че­ны два из пе­ре­чис­лен­ных (см. кри­те­рий на 1 балл) ре­зуль­та­тов.2
Верно по­лу­чен один из сле­ду­ю­щих ре­зуль­та­тов:

  — при­мер в п. а;

  — обос­но­ван­ное ре­ше­ние п. б;

  — обос­но­ва­ние в п. в того, что S может при­ни­мать все целые зна­че­ния (от­лич­ные от −1 и 1);

  — обос­но­ва­ние в п. в того, что ра­вен­ства S = −1 и S = 1 не­воз­мож­ны.

1
Ре­ше­ние не со­от­вет­ству­ет ни од­но­му из кри­те­ри­ев, пе­ре­чис­лен­ных выше.0
Мак­си­маль­ный балл4
Источник: А. Ларин: Тре­ни­ро­воч­ный ва­ри­ант № 167
Классификатор алгебры: Числа и их свой­ства